Сезон российско-белорусских торговых войн, взаимных обвинений и прочих «недоразумений», похоже, подошел к концу. Как сообщает РБК, президенты двух государств Александр Лукашенко и Владимир Путин встретились, провели переговоры и о чем-то договорились. По крайней мере, их официальные заявления свидетельствуют о том, что все проблемы в отношениях между странами решены. Но так ли это? По мнению экспертов, встреча носила всего лишь символический характер и способна в лучшем случае приостановить уже ставшие привычными скандалы по любому поводу. На самом деле, в будущем следует ожидать очередных споров, так как нынешние не завершены взаимовыгодными соглашениями.
Нефть и газ.
Энергоносители – всегда очень острая тема в общении с Россией. Беларусь также не смогла стать исключением, столкнувшись с бульдозерной стратегией российских поставщиков. После встречи Путин и Лукашенко заявили, что принципиально договорились загладить все острые углы и трещины. Однако в течение десяти дней их договоренности должны вылиться в конкретные документы, подписанные между соответствующими ведомствами Беларуси и РФ. Как полагают эксперты, когда дело дойдет до конкретных цифр, разногласия между чиновниками вновь обострятся. Этого не произойдет только в одном случае – если одна из сторон пойдет на серьезные уступки.
В частности, непонятно, что будет с теми 730 миллионами долларов, которые «Газпром» считает долгом Беларуси за потребленный газ, требуя немедленной уплаты. Президенты об этом не обмолвились и словом, что явно свидетельствует об отсутствии между ними какой-либо договоренности по этому вопросу.
Признания долга станет поражением для Минска. В противном случае весь мир увидит, что «Газпром» оказался слаб даже перед потребителем очень зависимого от России государства. Это даст козыри в руки переговорщикам из других стран. И как бы не получилось так, что РФ снова придется продавать газ по бросовым ценам, лишь бы хоть какая-то валюта в страну поступала.
Из слов Путина становится понятно, что с 1 января 2018 года России и Беларусь станут работать по правилам единого газового рынка, а с 2024 года эти правила должны распространиться на все пространство Евразийского экономического сообщества. Кажется, мы об этом уже слышали в предыдущие годы, но миссия оказалась невыполнимой. Так что озвученные Путиным планы следует воспринимать не более как прожекты, о которых забудут гораздо раньше, чем достигнут хоть каких-то реальных результатов.
А Лукашенко, в свою очередь, намекнул, что Россия готова реструктурировать долг Беларуси. Правда, президент не уточнил, о каком именно долге идет речь: о тех самых 730 млн. или о 6 млрд., которые Беларусь пытается выплачивать еще с 2015 года?
Существуют разногласия в понимании цены газа для Беларуси. По мнению российской стороны, Минск должен платить за тысячу кубометров 136,6 доллара. В Минске же утверждают, что по договору от 2011 года цена должна составлять 73-83 доллара.
И примерно то же самое мы может увидеть в нефтяном секторе. Россия поставляла в Беларусь 24 млн. тонн нефти в год по беспошлинному коридору. Однако, когда в Москве решили, что их белорусские коллеги что-то там «тырят», поставки сократили до 18 млн. тонн, что вызвало бурное возмущение со стороны белорусского правительства и лично Александра Лукашенко. При этом Москва требовала, чтобы 6 млн. тонн перерабатывали непосредственно для РФ и продавали обратно высокооктановый бензин по низким ценам. Если вспомнить, что переработка дешевой российской нефти с последующей перепродажей в такие страны, как Украина, является для Беларуси надежным источником дохода, нефть становится крайне важным вопросом в отношениях с РФ. Цена вопроса – около 150 млн. долларов в год. Всего же на так называемых энергетических субсидиях России Беларусь сэкономила с 2000 года не менее 100 млрд. долларов.
Судьба белорусской сельхозпродукции.
Отдельная проблема – доступ белорусской сельхозпродукции на российский рынок. Это также значительная доля белорусской экономики. Но из Москвы в последнее время звучало немало обвинений. В частности, Россельхознадзор традиционно обвинял зарубежного поставщика в несоответствии продуктов стандартам качества. И, кроме того, Беларусь обвиняли в том, что она занимается реэкспортом продуктов из Польши и других стран на территорию РФ, против которых последняя ввела так называемые санкции.
В целом риторика была не самой приятной: звучали заявления о том, что Беларусь якобы пытается зайти на российский рынок с заднего входа и т. д. Подобные речи в другой ситуации могли бы привести к длительному разрыву экономических отношений и не только. Но у Беларуси нет другого выхода, кроме как искать путей примирения в Россией.
Вопросы сельского хозяйства также стали темой для обсуждения на переговорах между Путиным и Лукашенко. Судя по всему, здесь удалось найти хотя бы первый небольшой компромисс. Как сообщают СМИ, Россельхознадзор возвращается в Беларусь контролировать качество производства на предприятиях пищевой отрасли. Вероятно, поставки удастся возобновить.
Но особо радоваться этому факту не приходится, отмечают эксперты. Беларусь остается на коротком поводке у Москвы. В случае малейшего непослушания обвинения обязательно прозвучат повторно, как припев в песне.