Экономисты считают, что динамика курса российского рубля будет оказывать влияние на стоимость его белорусского собрата. Более детально мнение экономистов, считающих, что российский рубль потянет за собой белорусский, изучали журналисты раздела "Новости СНГ" издания "Биржевой лидер".
В апреле этого года Минэкономразвития РФ, как отмечает издание "Белорусские новости", был озвучен прогноз, согласно которому к концу года курс национальной валюты может просесть до 68 рублей за доллар. По словам российских властей, объясняется данный прогноз возможными ухудшением ситуации в платежном балансе во 2-3-м кварталах и снижением стоимости нефти на мировом рынке. Касаемо последнего следует отметить, что в Минэкономразвития, Минфине и Центробанке РФ допускают, что стоимость "черного золота" на мировом рынке может просесть до 40 долларов.
Судя по тому, как развивались события на мировом рынке на прошлой неделе, можно сделать вывод, что данный вариант вполне реален. В частности, 4 мая котировки смеси Brent просели сразу на 5 процентов за день, опустившись ниже отметки 49 долларов – минимального значения, начиная с ноября прошлого года. Следствием этого стал рост курса доллара в РФ. 4 мая американская валюта укрепилась на отметке выше 58 рублей за доллар – максимальная отметка за последние 6 недель.
Игорь Пелипась, возглавляющий наблюдательный совет Исследовательского центра ИПМ, утверждает, что динамика курса нацвалюты РФ оказывает непосредственное влияние на макроэкономическую ситуацию в Беларуси. Согласно расчетов, сделанных специалистами Исследовательского центра ИПМ, девальвация российского рубля на 7,7 процента в течение квартала приводит к обесцениванию белорусской валюты на 5 процентов. Проще говоря, каждый 1 процент девальвации российской валюты оборачивается ослаблением белорусского рубля на 0,65 процента. Правда, в былые времена динамика курса белорусской валюты отличалась от котировок российского рубля. В частности, в 2014 году российская валюта просела относительно американской, тогда как курс белорусского рубля рос относительно доллара. Впрочем, в Беларуси все это тогда закончилось девальвацией нацвалюты в декабре 2014 года.
У Беларуси в настоящее время нет возможности проводить "самостоятельную" курсовую политику – экономисты.
По мнению белорусских экономистов, у Минска сейчас нет возможностей для того, чтобы проводить "самостоятельную" курсовую политику, которая бы не учитывала динамику курса национальной валюты РФ. Игорь Пелипась, в частности, отметил, что при действующем в настоящее время свободном курсообразовании, когда в белорусской валютной корзине доля российского рубля составляет 50 процентов, Беларусь просто не может отстраниться от влияния событий, происходящих на валютном рынке РФ.
Теоретически белорусские власти могут сглаживать колебания курса нацвалюты путем интервенций, однако резервов, позволяющих это делать, у страны практически не осталось, а во-вторых, вариант с искусственной поддержкой курса просто лишен всяческого смысла. По этой причине зависимость белорусского валютного рынка от российских событий просто неизбежна. Все, что будет происходить в Российской Федерации, непременно отобразиться на Беларуси.
Напомним, что по состоянию на 5 мая этого года 1 доллар в Беларуси стоил 1,88 рубля. При этом Национальный банк уже давно не публикует официальных прогнозов по курсу национальной валюты на конец года. Впрочем, если судить по расчетам, проведенным регулятором при подготовке Основных направлений денежно-кредитной политики, то получается, что Национальный банк ожидает проседание к концу текущего года курса нацвалюты до 2,2 рубля за доллар при стоимости нефти в 35 долларов.
По мнению экономиста Анатолия Болточко, в случае, если российская валюта ослабнет в течение 2017 года, то белорусский рубль окажется под ударом. Вместе с тем экономист напомнил, что в 1-м квартале текущего года белорусский рубль укреплялся, и поэтому в годовом выражении курс не должен превысить пиковых значений даже в случае девальвации.
Эксперты финансового рынка полагают, что власти Беларуси будут проводить курсовую политику в соответствии с интересами белорусских экспортеров. В частности, Александр Муха, являющийся финансовым аналитиком Исследовательской группы BusinessForecast.by, считает, что Национальный банк Беларуси, скорее всего, станет поддерживать конкурентоспособность отечественных предприятий. Соответственно, в краткосрочной перспективе регулятор постарается не допустить укрепления национальной валюты относительно российского рубля. Вместе с тем, вмешательство Нацбанка в курсовую политику и дальше будет оставаться минимальным, поскольку формироваться обменный курс будет под воздействием рыночных факторов.
В этой связи стоит напомнить, что ранее экономические власти Беларуси неоднократно заявляли о своем намерении таргетировать не инфляцию, а обменный курс. С другой стороны, президент Александр Лукашенко, а также чиновники из Министерства труда, говорят о другом таргете – они указывают на необходимость поднять к концу года размер средней зарплаты в стране до 1 тысячи рублей, поэтому сложно сейчас судить о том, какая из озвученных целей в итоге станет главной.