Европейские чиновники планируют обратиться в ВТО с просьбой наказать Россию. В Брюсселе подозревают, что под видом борьбы с африканской чумой свиней Москва применяла протекционистские меры. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В России пармезан и хамон в последнее время стали своеобразными символами «санкционки». В случае итальянского сыра вопросов не возникает, поскольку этот вид продукции действительно попал под российские контрсанкции. Ограничительные меры были объявлены президентом Путиным 6 августа 2014 года в ответ на секторальные экономические санкции Евросоюза, введенные неделей ранее.
Популярный испанский свиной деликатес хамон потерял возможность доступа на российские прилавки на полгода ранее, еще до начала вооруженного конфликта в соседней Украине. Запрет поставок испанской свинины сильно напоминает историю с турецкими помидорами. Поэтому, вопреки распространенному заблуждению, хамон является жертвой российского протекционизма, от «войны санкций» он не пострадал.
Именно из-за этой причины Европейский союз намерен 3 января 2018 года официально обратиться во Всемирную торговую организацию (ВТО). Европейские чиновники намерены просить наложить на Россию штраф в размере 1,39 миллиарда евро. Об этом агентство Reuters сообщило 20 декабря. Для того, чтобы лучше понять суть истории с поставками свинины в Россию, следует вспомнить ситуацию, возникшую вокруг турецких помидоров.
Формально запрет на поставки в Россию помидоров турецкого производства стал частью экономического наказания, которому Москва подвергла Анкару после уничтожения турецкими военными в ноябре 2015 года российского бомбардировщика Су-24. Однако даже после того, как президент Путин простил извинившегося турецкого коллегу Эрдогана, запрет на поставки Москва сохранила. Часть санкций после примирения двух стран была снята, запрет на импорт турецких помидоров был отменен значительно позже и только частично.
С увеличением срока действия запрета на поставки турецких помидоров в Россию причины введения ограничений становились все более понятными. Постепенно эксперты пришли к выводу о том, что запрет почти не связан с потерей самолета и гибелью летчика. Трагические события оказались только поводом для проведения политики, направленной на поддержку отечественных овощеводов. Российские предприятия Москва поддержала, избавившись от лишней конкуренции на рынке.
Многим россиянам, особенно аграриям, подобные протекционистские меры явно нравятся, но они противоречат правилам ВТО. В эту организацию Россия вступала в том числе для получения механизмов, с помощью которых Москва могла бы защитить своих экспортеров от возможной дискриминации или протекционизма на внешних рынках. Вполне ожидаемым в теперешней ситуации выглядит применение Евросоюзом (другим членом ВТО) защитных механизмов.
За Россельхознадзор придется ответить.
По аналогии с уничтожением российского самолета в Турции, поводом для запрета поставок европейской свинины в Россию стала вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Случаи болезни животных были зафиксированы на восточной границе Польши и в странах Балтии. Воспользовавшись этим предлогом, 25 января 2014 года Россельхознадзор закрыл российские границы для свиной продукции, выпущенной во всех 28 странах Евросоюза. Решение помогло избавить российских животноводов от лишней конкуренции.
Очевидно, что Россия имела полное право и даже обязанность принять меры по ветеринарной защите территории страны от безопасной для человека, но неизлечимой для свиней болезни. Однако после соответствующего решения ведомства приостановлены были поставки не только из соответствующих регионов соседних стран, но из всех государств Евросоюза. Таким образом, российский рынок был закрыт для хамона, которой солят и вялят в Испании, за тысячи километров от регионов вспышки заболевания.
Абсолютно несоразмерной выглядит подобная реакция российской стороны. Сразу же введение запрета наводило на мысль о том, что речь в данном случае идет не о легитимной защитной мере, а об откровенной протекционистской политике. Примечательно, что АЧС на территорию Польши пришла из России, куда проникла из Беларуси, но Россельхознадзор не стал закрывать российский рынок для белорусской продукции. Ведомство ограничилось только запретом на поставки из отдельных белорусских хозяйств.
В результате Евросоюз подал жалобу в ВТО, где дело рассмотрели в апелляционном органе. Согласно принятому решению, введенные российской стороной ответные меры действительно были несоразмерными и должны быть отменены. Почти через 4 года Россельхознадзор фактически признал, что действовал неправомерно.
На сайте ведомства 6 декабря опубликовано сообщение о том, что все указания, касающиеся данного дела, утратили силу. Россельхознадзор разрешил возобновление поставок мяса свинины и продукции, его содержащей, со всей территории Евросоюза. Исключением являются «неблагополучные по данному заболеванию» регионы Чехии, Польши, Прибалтийских стран и итальянская Сардиния, где на протяжении многих лет (как и в России) не могут справиться с чумой.
В конце сообщения сказано, что Россельхознадзор снял только «технические запреты ветеринарного характера». Продовольственное эмбарго тем временем продолжает действовать и свинина из стран Евросоюза подпадает под этот широкомасштабный политический запрет. ВТО в свою очередь старается не вмешиваться в такие дела, как санкции и контрсанкции, поэтому штрафов в дальнейшем россияне могут не опасаться. Выплаты 1,4 миллиарда евро Евросоюз начнет добиваться от России с самого начала 2018 года.