С начала года вступили в силу единые таможенные правила внутри ЕАЭС. На начальном этапе эксперты ждут возникновения проблем и задаются вопросом, кто получит больше выгоды от активизации сотрудничества между странами-членами объединения. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Денис Лавникевич из Минска в своей публикации пишет, что с 1 января начал действовать Таможенный кодекс (ТК) Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членами которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Подписание этого кодекса должно было состояться в конце 2016 года на саммите глав государств ЕАЭС в Санкт-Петербурге, но в последний момент белорусский лидер Лукашенко отказался посещать мероприятие. По неофициальной информации, спецслужбы подозревали, что в отсутствие президента в Беларуси может произойти госпереворот, инициированный Кремлем.
Сейчас сложно сказать, насколько обоснованными были подозрения, но президент Лукашенко раскритиковал кодекс, заявив, что многих необходимых пунктов документу не хватает. Он поручил отозвать из таможенных органов белорусских специалистов и подчеркнул, что не намерен прикасаться к кодексу и другим вопросам без решения проблем. После возникшего скандала лишь в апреле 2017 года страны вернулись к обсуждению кодекса.
Итоговый документ позиционируется как способ обеспечения единого таможенного регулирования на территории ЕАЭС. Кроме того, после вступления в действие кодекса все пункты таможенного администрирования должны работать по единым правилам – с унифицированными подходами к взиманию платежей и алгоритмами взаимодействия участников торговли с государственными органами. Также кодекс должен оптимизировать таможенные операции, способствовать либерализации правил и кодифицировать отдельно действующие в рамках ЕАЭС соглашения.
Какую пользу принесет документ?
На практике Таможенный кодекс представляет собой документ с более чем 500 статьями, объемом около 1200 страниц, в котором содержится приблизительно 300 оценочных норм. В кодексе регламентируются полномочия участников таможенных операций, таможенный процесс, декларирование, методы определения стоимости товаров. Также в статьях указывается перечень видов платежей, таможенных процедур, полномочия и взаимодействие таможенных органов, подход к использованию информационных ресурсов и систем. На страницах документа закрепляются правила перемещения товаров физическими лицами, в том числе приобретенных в иностранных интернет-магазинах.
Ключевым моментом является перевод всех таможенных процедур в электронный формат и введение электронного декларирования. В результате большинство операций можно будет совершать через интернет, с помощью взаимодействия с информационной системой таможенного органа. От бизнесменов таможенники не будут требовать документы, на основании которых заполнена электронная декларация. В некоторых случаях решение о регистрации декларации на товары, непосредственный процесс регистрации, а также решения о пропуске товаров будут приниматься в автоматическом режиме информационными системами, без участия таможенного инспектора.
Предусмотрена кодексом также реализация принципа «единого окна». Планируется, что документы для таможенных операций в процессе регистрации будут подаваться только раз, после чего попадут в информационную систему таможни одного из государств. В другом государстве достаточно будет только сослаться на документы в таможенной декларации. Новый кодекс максимально переносит таможенный контроль на этап после выпуска товаров, что позволяет использовать ряд отсрочек по уплате таможенных платежей.
Положение ряда участников рынка после введения в действие нового кодекса заметно улучшилось. Речь идет об уполномоченных экономических операторах, специальные упрощения сделали этот статус более привлекательным. Новый кодекс до минимума сокращает перечень оснований для отказа в пропуске товаров. При нарушениях, которые не влекут за собой административную ответственность (к примеру, неточности в заполнении некоторых разделов таможенной декларации) допускается корректировка, но не отказ.
В то же время нормы беспошлинного ввоза в кодексе не прописаны. Определением граничных показателей будет заниматься Евразийская экономическая комиссия. Уже сейчас в целом согласован и направлен сторонам на подписание проект соответствующего решения. В документе заложены максимальные нормы беспошлинного ввоза для всех государств. При этом указывается, что каждый член ЕАЭС может уменьшить нормы для себя. На данном этапе принципы беспошлинного ввоза будут регулироваться действующим законодательством.
Белорусские критики ЕАЭС утверждают, что под маркой интеграционного проекта Россия пытается создать «мини-СССР» – пространство с единым центром и бесправными национальными правительствами. Предприниматели из Беларуси убеждены, что в будущем работа их усложнится, по крайней мере, до тех пор, пока по таможенному кодексу не будет наработана достаточная практика правоприменения.
Смущает белорусских чиновников то, что новый кодекс фактически вводит запрет на вмешательство национального законодательства в таможенное администрирование. На заседании Евразийского межправительственного совета, состоявшемся 25 октября 2017 года в Ереване, глава белорусского правительства Андрей Кобяков выступил с критикой Таможенного кодекса.
Премьер-министр сообщил, что члены ЕАЭС «поставили телегу впереди лошади», сформировав систему наднациональных органов раньше экономического базиса и общего рынка. Обратил внимание Кобяков на то, что при образовании Евросоюза применялся диаметрально противоположный подход. Глава правительства подчеркнул, что решать накопившиеся вопросы нужно немедленно и не откладывать их под различными предлогами.