Перспективы сохранения белорусской государственности в будущем активно рассматривают иностранные эксперты. Обозреватели предполагают, что Россия вполне может поглотить соседнее небольшое государство, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель Адам Эберхардт в своей публикации для польского издания Rzeczpospolita пишет, что у Беларуси есть все атрибуты, которые должны способствовать отделению страны от России. В государстве есть собственные спортивные сборные, своя государственная символика, молодое поколение, получившее образование в белорусских школах, отдельный бюрократический класс и политические и предпринимательские элиты, которые обогащаются за счет государства. В Украине механизм создания противовеса политической, экономической и военной зависимости от Москвы доказал свою эффективность – война не распространилась за пределы Крыма и части Донбасса.
В Беларуси основы независимости остаются шаткими и зависимость от России более сильная. В создавшейся ситуации обозреватели пытаются определить прочность белорусской государственности и дать ответ на вопрос, не станет ли завершение периода правления Лукашенко концом существования независимой Беларуси. Руководить страной президент Лукашенко начал с третьего года существования независимого белорусского государства, за 24 года диктаторского правления он взял под контроль все инструменты формирования национального самосознания и государственной идеологии.
Начало президентства Лукашенко запомнилось борьбой с исторической национальной символикой и отказом от повышения значения белорусского языка. Вместо этого белорусский лидер сделал ставку на сочетание (нео)советской идеологии и колхозной местечковости. Возможно, президент старался соответствовать настроениям растерянного советизированного общества, которое привело его к власти. На самом деле Лукашенко стал заложником обрисованных собственноручно узких горизонтов.
Постепенно все жестче президент торгуется с Москвой за кредиты, сырье и возможность доступа к российскому рынку, но продолжает считать Беларусь частью «русского мира». Создается впечатление, будто Лукашенко не понимает простой истины о том, что независимость Беларуси – это независимость от России. Когда-то время президент защищал белорусскую независимость, чтобы не стать руководителем российской губернии, но своей стране он не дал национальной идеи, выходящей за рамки тезиса «государство – это я». Именно этот тезис стал лейтмотивом правления Лукашенко.
После событий в Крыму и на Донбассе белорусские чиновники встревожились. Ситуацию усугубляло то, что в последние годы Кремль решительно требовал от Минска уступок в сфере партнерства политического и экономического. На жесткую политику Москвы Беларусь ответила мягкой белорусизацией. Президент начал подчеркивать, что его страна отличается от России и даже несколько раз признал необходимость укрепления национального самосознания. На практике новая политика принесла мало ощутимых результатов.
За ошибки Лукашенко Беларусь может заплатить высокую цену.
За прежние 25 лет очевидным стал не только провал попытки формирования национального белорусского самосознания, но и наличие фундаментальных проблем в экономической модели. Сутью модели является сочетание элементов рыночной и плановой экономики, базировалась она на оставшейся от советских времен тяжелой промышленности. Долгие годы, когда Россия всячески помогала Беларуси, Лукашенко гордился стабильностью и относительно высоким (особенно на российском фоне) уровнем эгалитаризма. В Беларуси города и городки выглядят более ухоженными, даже в белорусской провинции хорошие дороги.
В последние годы объем помощи от Москвы начал сокращаться, после падения стоимости нефти на мировом рынке доходы Минска резко уменьшились. Отрицательное внешнеторговое сальдо показало, что белорусская экономика неконкурентоспособна. Многие белорусские предприятия нерентабельны, банковский сектор нестабилен, средний размер оплаты труда по сравнению с докризисными временами, сократился вдвое. В ближайшие несколько лет экономика страны будет находиться в системном кризисе, но на реструктуризацию власти не решаются, опасаясь политических последствий и ослабления контроля над Беларусью.
Адам Эберхардт напоминает, что в истории были случаи, когда на фоне глубоких структурных общественно-экономических кризисов граждане отказывались от государства и ценности, которую представляет собой независимость. В белорусском случае этот риск выглядит вполне реальным, что объясняется сложностью и расплывчатостью категории национального самосознания. Многие белорусы сосредоточены на личных стратегиях выживания и равнодушны к судьбе государства.
В разговорах с журналистами некоторые белорусы (особенно жители Витебска, Барановичей или Лиды) говорят о готовности отказаться от белорусской государственности ради повышения уровня жизни. О своем отношении к режиму Лукашенко граждане говорят крайне неохотно и привычно избегают открытой критики своего лидера. Опасаясь нестабильности по примеру Украины, белорусы не желают выходить на протесты, хотя замечают множество проблем в стране.
Вместе с тем, кремлевские элиты хорошо видят слабость в Беларуси, независимость которой воспринимают как причудливый каприз истории. Российский лидер может окончательно подчинить себе западного соседа, который давно является вассалом Москвы в стратегическом плане, но в экономической сфере демонстрирует возмутительную самостоятельность. Одним из пунктов в списке приоритетов Москвы является реинтеграция постсоветского пространства. С помощью этой деятельности Кремль пытается добиться восстановления великодержавной позиции, важной для российского общества.
По мнению обозревателя, «аншлюс» российское руководство может использовать в качестве инструмента мобилизации общества. Расширение границ может стать эффектным завершением четвертого президентского срока действующего главы государства и закрепит за Путиным имидж человека, возродившего империю. Для хозяина Кремля это шанс занять достойное место на страницах учебников истории. Если власть Лукашенко пошатнется и ситуация в стране станет нестабильной – скоординированные пророссийские группы при поддержке российской прессы смогут сыграть ключевую роль в решении судьбы независимой Беларуси.