Расположенные в белорусских регионах предприятия сильно зависят от рынка сбыта в соседней России. Тесное сотрудничество далеко не всегда выгодно белорусам, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Продукцию своих предприятий Беларусь экспортирует в 172 государства. По данным статистики, основной объем экспортных поставок (приблизительно 78 процентов) в 2017 году приходится лишь на 7 государств. Ключевым рынком для белорусских предприятий остается Россия, куда ушло 46 процентов экспорта из страны. В регионах привязка к соседней стране еще больше. К примеру, в случае Могилева на долю России приходится 75 процентов внешней торговли, до 80 процентов экспорта и до 65 процентов импорта.
За прошлый год внешняя торговля областного центра с Россией составила более 1 миллиарда долларов. В одном из отчетов Могилевского облисполкома сказано, что в структуре экспорта преобладают шины, ДСП, химволокна, лифты, электродвигатели, трубы из черных металлов, а также молочная и мясная продукция. В беседе с журналистами эксперты оценили перспективы сотрудничества белорусских и российских регионов.
Экономист Петр Мигурский, автор нескольких книг о потенциале Могилевской области, утверждает, что экономическая интеграция может быть успешной лишь там, где страны находятся на примерно одном уровне развития. По словам эксперта, технологически современная Беларусь является страной «с догоняющим типом развития экономики». Этим моментом экономист объясняет акцент на Россию во внешней торговле и низкую результативность попыток диверсифицировать рынки сбыта. В действительности качество белорусской продукции не соответствует стандартам Евросоюза и США, поэтому производители предпочитают работать на рынке России и третьих стран.
Мигурский констатирует, что в краткосрочной перспективе Россия фактически спасает соседнюю маленькую страну. Однако в долгосрочной перспективе такая тесная связь между странами скорее во вред Беларуси. Кроме того, Россия является страной с рыночной экономикой, а в Беларуси большинство предприятий остается в государственной собственности. Это значит, что промышленность белорусских регионов обречена на отставание.
Оценивая проведенный недавно в Могилеве форум регионов Беларуси и России, эксперт отмечает, что российское государство «разношерстно по своей структуре». К примеру, в белорусских областях нет отдельных министров экономики, а в субъектах Российской Федерации такие чиновники есть. С каждым из региональных министров можно и нужно договариваться отдельно. По словам экономиста, смысл в таких действиях есть, но слишком многого от них ожидать не стоит.
Ориентация на российский рынок является дополнительным фактором риска.
Заместитель декана факультета мировой экономики и политики в НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев полагает, что в понимании руководства Беларуси международное сотрудничество заключается в возможности доступа на российский рынок. Он констатирует, что две соседние страны пребывают внутри процесса политической и экономической интеграции, который на сегодняшний день фактически заблокирован. По сути, союзное государство России и Беларуси существует лишь на бумаге.
Суздальцев напоминает, что на форуме регионов двух стран белорусский президент Лукашенко предложил обсудить производственную кооперацию, которая с интеграцией никак не связана. Важным эксперт называет то, что на мировом рынке до сих пор нет ни одной совместной белорусско-российской корпорации.
С другой стороны, более внимательное рассмотрение статистических данных позволяет увидеть, что в белорусской внешней торговле доля России намного выше – от 40 до 60 процентов поставок на Запад продукции из Беларуси приходится на нефтепродукты. Для производства нефтепродуктов предприятия используют российскую нефть, полученную по льготным ценам. Андрей Суздальцев полагает, что белорусскую власть устраивает только доступ на российский рынок и дотации со стороны Москвы.
Лидер Смоленского отделения российской партии «Яблоко» Сергей Ревенко признает, что реальное сотрудничество соседних регионов 2 государств (к примеру, Могилевской и Смоленской области) не выглядит перспективным. По словам политика, молодежь из Смоленска стремится уехать в Москву, а оставшиеся жители области ездят в столицу на заработки. При этом средняя зарплата в Смоленске составляет от 20 до 30 тысяч рублей, что сопоставимо с заработками в Беларуси.
Активист белорусской общественной организации «Говори правду» Сергей Лапутин, который на протяжении последних 15 лет работает на машиностроительном заводе в Могилеве, объясняет, что торговля с Россией несет в себе не только выгоду, но и риск. По словам активиста, белорусы привыкли все рассчитывать в долларах или евро, для россиян основным платежным средством неизменно остается рубль.
Контракты с российскими предприятиями при этом заключаются в рублях. В случае проседания российской денежной единицы к доллару и евро белорусские заводы и фабрики иногда терпят убытки. Кроме того, дополнительным риском выступает закупка российских комплектующих. Из-за валютных колебаний отдельные детали в России в долларовом эквиваленте могут стоить дороже, чем выпущенное из них готовое изделие. Проблемой иногда может стать и неплатежеспособность российского партнера, неожиданно потерявшего госзаказ.