О печальной истории Аральского моря уже написано достаточно много и сообщения на эту тему носят, как правило, пессимистический характер. Экологи констатируют, что водоем, который в начале 60-х годов минувшего столетия занимал четвертое место в мире по размерам среди внутренних морей, в данный момент фактически перестал существовать как целостная система, и состоит из двух частей, одна из которых – Северный или Малый Арал, находится под юрисдикцией Казахстана. И, как сообщает информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на руководителя исполнительного комитета Международного фонда спасения Арала Сагита Ибатуллина, этот сегмент некогда единого моря имеет шансы получить «вторую жизнь». Работы по восстановлению Северного Арала были начаты еще в 2005 году, когда была построена Кок-аральская плотина между двумя частями моря – северной и южной. Таким образом, отделив казахскую часть от узбекской, было начато постепенное наполнение водоема естественными приточными водами. Такие меры реализуются в рамках проекта «Регулирование русла реки Сырдарья и сохранение северной части Аральского моря», который совместно финансируют Всемирный банк и правительство Казахстана. Подобная работа уже дала ощутимый эффект – только за первые девять месяцев после возведения Кок-аральской плотины, площадь поверхности Северного Арала увеличилась на 13 процентов.
Говоря о финансовой стороне процесса, стоит отметить, что первая фаза работ по восстановлению Северного Арала, завершившаяся в 2009 году, обошлась в 85,8 миллиона долларов, из которых ВБ предоставил 64,5 миллиона долларов, а остальные выделило правительство Казахстана. В настоящее время ведется работа в рамках второй фазы, которая, среди прочего, призвана существенно повысить эффективность ирригационной системы страны, а это, в свою очередь, приведет к снижению объемов сельскохозяйственного водопользования в орошаемых регионах Казахстана. Ориентировочная ее стоимость составляет около 250 миллионов долларов.
Впрочем, в Казахстане отдают отчет в том, что восстановление Северного Арала и затраченные на это средства, не будут пущены на ветер, и дадут помимо экологического, также и экономический эффект. По словам С. Ибатуллина, подъем уровня воды в Северном Арале и увеличение его площади позволит вернуть воду к городу Аральск, который некогда был портовым, а после начала иссушения Аральского моря вода от него ушла на 120 километров. Это, в свою очередь, позволит древнему городу возродится, и стать центром коммуникаций с учетом того, через него проходит трансконтинентальная автомагистраль, соединяющая Китай с Европой. Появится возможность восстановить рыбный промысел, вдохнуть новую жизнь в целый ряд предприятий, так или иначе связанных с расположением Аральска, и тем, что он опять станет прибрежным.
Вместе с тем, как отмечают аналитики журнала «Биржевой лидер», на фоне усилий Казахстана, позиция соседнего Узбекистана в отношении возрождения Аральского моря, выглядит крайне пассивной. Все ограничивается декларативным участием в работе международных конференций и форумов, посвященных данной тематике, однако, в самой стране практически ничего не делается для того, чтобы начать хоть какую-то работу. Это не удивительно, с учетом того, что Ташкент имеет далекоидущие планы по освоению бывшего шельфа Арала и Приаралья с целью добычи углеводородов, себестоимость которой ниже, нежели она бы велась в условиях наличия водоема. Ряд перспективных месторождений уже разведан, и целый ряд компаний из Южной Кореи, России, Китая и ряда других государств рассматривают возможность долевого участия. Вполне очевидно, что в таких условиях для Узбекистана экологические вопросы отходят на второй план, кроме того, нет необходимости тратить деньги на модернизацию систем мелиорации, что позволило бы, по примеру Казахстана, нарастить приток речной воды в Южный Арал. Посему, можно констатировать, что в случае, если Казахстану удастся добиться поставленной цели и поднять уровень Северного Арала на близкий к первоначальному, у узбекского сегмента бывшего моря на это шансов практически нет.
Экологи: казахская часть Аральского моря восстановится, узбекская – нет
Автор: Ростислав Белый
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.