В наше время крупный бизнес и большая политика идут рука об руку. Власть и деньги стали двумя неразделимыми вещами. В рейтингах самых влиятельных предпринимателей и бизнесменов всегда найдется место людям так или иначе связанных с высшими государственными чинами или бизнесовыми интересами или родственными связями. Но все чаще в СМИ просачивается информация о разного рода незаконных или подозрительных финансовых оборудках приближенных к наивысшей политической власти. Вот и недавно стало известно, что прокуратура швейцарской столицы Женевы занялась официальным заявлением против Динары, а также Тимура Кулибаевых -соответственно дочери и зятя нынешнего президента Казахстана.
Почему органы прокуратуры Швейцарии заинтересовались ближайшими родственниками Нурсултана Назарбаева, и в чем заключается бизнес Динары Кулибаевой решили уточнить эксперты раздела «новости СНГ» журнала «Биржевой лидер».
Казахские бизнесмены и швейцарский суд
Как известно, сорока пятилетняя Динара Кулибаева, средняя дочь действующего президента, с 2007 г. официально постоянно проживает в Швейцарии. Еще в конце 2009 г. она приобрела большую виллу в предместье столицы Анье за примерно 74,7 млн. франков - одну из наиболее высоких сумм, что когда-либо платили за дом во всей Швейцарии.
Но, как заявляет прокурор М. Тапполе, нынешнее открытое дело абсолютно не связано с приобретением этой виллы. По его словам, сегодня речь идет о возникшем деловом споре, а точнее, о подозрениях в вымогательстве и мошенничестве.
По информации зарубежных СМИ, громкий "деловой спор" разгорелся между двумя известными правящими кланами Казахстана: с одной стороны, большой семьей президента Н. Назарбаева, ну а с другой стороны - Лейлой и Виктором Храпуновыми. В свое время, В. Храпунов являлся мэром столицы Алма-Аты, а также министром, а его жена Лейла вела немалый бизнес. Но в какой-то определенный момент, политический курс изменился не в выгодную для них сторону, поэтому в 2007 г. супруги эмигрировали в Женеву, а уже через два года попросили политического убежища. На сегодняшний день их запрос еще рассматривается швейцарскими властями. Согласно данным французского издания Le Monde, суд Казахстана обвиняет их в совершении тяжких преступлений.
В свою очередь, Виктор и Лейла Храпуновы, по-видимому, подали встречное заявление на семью казахского президента. Главная суть заключается в том, что еще в 2003 г. Храпунова продала собственную фирму Viled – известную казахскую сеть магазинов ювелирных изделий, одежды и часов. Покупателем якобы было неизвестное подставное лицо от президентской семьи. На своем интернет- сайте Храпунова пишет, что вынуждена была продать свою фирму не добровольно, а после многих угроз со стороны президентской семьи, причем за деньги существенно ниже ее сегодняшней фактической стоимости, и теперь внести определенную ясность в данный деловой спор должен независимый швейцарский суд.
В тоже время, Храпуновы еще никак не прокомментировали подобное заявление СМИ, но их пресс-агент недавно написал, что дело фирмы Viled типично для Нурсултана Назарбаева. Он заявил, что глава государства Казахстан, прибегая к незаконным насильственным методам, присваивает себе абсолютно все, что приносит весомый доход, но это он делает через своих подставных лиц, поэтому практически это остается недоказуемым.
Во всяком случае, Динара Кулибаева первый раз удостоилась внимания суда Швейцарии. Но с 2010 года против ее мужа Тимура Кулибаева расследуется другое дело. Его подозревают в присвоении на нефтегазовых сделках гигантских денежных сумм и отмывании их в Швейцарии.
Бизнес Динары Кулибаевой
На конец 2012-го года состояние дочери Нурсултана Назарбаева оценивалось в 1 258 000 000 долл.США. В рейтинге 50-ти самых влиятельных бизнесменов Казахстана за прошлый год от известного финансового издания Forbes Динара Кулибаева заняла 15-е место и 6-е место в списке 50-ти богатейших людей страны в 2012-м году того же журнала.
В 2001 г. Кулибаева была введена в состав совета директоров АО «КазУМОиМЯ», а уже в 2004 г. возглавила совет директоров АО «КБТУ». Вместе со свои мужем она контролирует известную корпорацию KazEnergy, а также крупную финансовую группу «Халык». На сегодняшний день Динара является акционером Народного банка Казахстана и компании «Алмэкс». Семейная чета владеет долями и акциями во многих разных инвестиционных, строительных, золотодобывающих и других компаниях, в частности через большой холдинг «Алмэкс», который сегодня их объединяет.