Горячие Новости

Облако тегов

Казахстан и Узбекистан: союзники или непримиримые противники в Азии

Казахстан и Узбекистан: союзники или непримиримые противники в Азии

Так уж повелось, что стоит только встретиться Нурсултану Назарбаеву и Исламу Каримову, как пресса тут же объявит это событие историческим, мол, на наших глазах начинается новый виток во взаимоотношениях двух стран, который приведет к их кардинальному улучшению. Не стала исключением из этого правила и последняя июньская встреча президентов Казахстана и Узбекистана. Более того, в этот раз Назарбаев и Каримов подписали договор о стратегическом партнерстве между двумя странами. Как расценить это событие? В отношениях двух самых влиятельных стран Средней Азии таки началось долгожданное потепление, от которого во многом зависит стабильность и поступательность развития всего региона? Или это всего лишь временное перемирие в борьбе за региональное лидерство? Известно ведь, что в отношениях Узбекистана и Казахстана масса застарелых проблем и явной неопределенности.

Сколько уже раз взаимоотношения их лидеров менялись от открытой симпатии до откровенного подозрения и недоверия. Другими словами, Казахстан и Узбекистан – союзники или непримиримые конкуренты? Аналитики отделов "Новости Казахстана" и "Новости Узбекистана" интернет-журнала инвесторов "Биржевой лидер" попробовали ответить на эти и другие вопросы.

В политике, как и в коммерции, дружбы не бывает

 

Для начала вспомним еще одну историческую встречу Назарбаева и Каримова, встречу 2008 года в Астане. Тогда узбекский президент заверил своего казахского визави, что их страны не являются конкурентами, но при этом сходу отмел идею Назарбаева о создании союза центральноазиатских государств. Как это понимать?

Однозначно, два государства все же конкурируют между собой за главенство в регионе. Неслучайно Назарбаев как-то в сердцах заметил, что именно в отношениях с Ташкентом существует "дестабилизирующий потенциал дестабилизации и порох". Проанализируем основные разногласия, объективные и субъективные, которые делают две азиатские страны конкурентами. Они связаны, прежде всего, со следующими важными факторами:

- экономическое соперничество. Казахстан на сегодняшний день является державой экономически доминирующей в Центральной Азии. Достаточно сравнить ВВП (ППС) на душу населения двух стран. Так вот, по версии Всемирного банка, этот важный показатель в 2012 году у Казахстана почти в 3,5 раза выше, чем у Узбекистана (13,892 тысячи долларов против 3,591 тысячи). Конечно, в последние годы Узбекистан усиленно наверстывает это отставание, страна невероятно богата полезными ископаемыми, чего стоят только запасы газа и золота. Но разрыв есть разрыв;

- личное соперничество Назарбаева и Каримова, соперничество за то, кто из них должен играть ведущую роль в Центральноазиатском регионе. Оба лидера – прагматики до мозга костей, жесткие и своенравные, олицетворение своих стран. Как заметил обозреватель "Московских новостей" Аркадий Дубнов, когда мы говорим – Узбекистан, подразумеваем: Каримов. Спрашиваем: Казахстан? Отвечаем – Назарбаев. Это как, поэт? – Пушкин. Фрукт? – Яблоко. Негласное соревнование между ними – это секрет Полишенеля, секрет – на весь свет;

- историческое соперничество. Каждое из этих молодых государств, желая доказать преемственность своей государственности, не чурается удревнять свою историю. Вот только в той седой старине можно найти массу поводов для конфликтов современных государств. Так, официальный Ташкент не прочь напомнить соседям, что власть тимуридов, с государственностью которых он себя связывает, в свое время распространялась на большую часть территории Центральной Азии. В свою очередь, в казахстанских СМИ можно прочитать об исторически лидирующем положении Казахстана в регионе. Не раз на неофициальном уровне поднимались вопросы территориальной принадлежности той или иной земли, к примеру, ряда районов Южного Казахстана. Из-за этого, в прошлом, в районе казахстано-узбекской границы происходили инциденты, доходило даже до перестрелок с применением оружия. В случае чего маленький, но победоносный пограничный конфликт с соседом может стать для власти хорошим отвлекающим маневром и надежным средством мобилизации населения;

- межэтнические противоречия. Известно, что население Узбекистана в этническом плане более монолитно и однородно, чем население Казахстана. Доля узбеков в родной стране превышает 80 процентов, казахов же проживает в стране всего 2,5 процента (данные последней переписи 2000 года). По переписи 2010 года населения Казахстана, доля казахов составляет 63 процента, а узбеков – 2,8 процента. Однако эти официальные проценты скрывают тот факт, что в Узбекистане проживает самая крупная в СНГ казахская диаспора – 1,2 млн. этнических казахов, а на территории Казахстана, помимо постоянно проживающих 450 тысяч узбеков, еще где-то 500 тысяч находятся здесь как трудовые мигранты. Так вот, не раз и не два казахские политики гневались из-за поведения узбекских пограничников по отношению к этническим казахам, проживающим в Узбекистане, а узбекские политики упрекали своих соседей в трудовом рабстве узбеков в Казахстане. Кстати, часть казахстанской элиты, тесно связанной с Киргизией, не желает улучшения отношений с Узбекистаном и делает все возможное в меру своих сил, чтобы эти отношения не улучшались. В общем, как говорится, если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда;

- внешнеполитическое соперничество. Сближение двух государств осложняет тот факт, что они пребывают в разных геополитических полях. Казахстан, как известно, является инициатором ТС, а Узбекистан не входит даже в аморфный ЕврАзЭС, Казахстан принимает активное участие в ОДКБ, а Узбекистан "громко хлопнул дверью" в этой организации и вовсе заигрывает с США и т.д. Узбекскую верхушку раздражает пророссийские приоритеты во внешней политике Астаны, а казахская элита, учитывая, что треть населения страны – славяне, никогда не решится поддержать антироссийскую линию поведения Каримова;

- геополитический фактор. Центральная Азия сегодня – это настоящий лакомый кусочек для многих стран мира. Лакомый кусочек, прежде всего, в силу стратегически важного месторасположения на евразийском континенте. Кто только сегодня не борется за право доминировать в Центральной Азии – США, ЕС, Россия, Китай и др. На сегодняшний день, учитывая проамериканский крен Каримова, США и ЕС заинтересованы в создании Центральноазиатского региона как самостоятельного субъекта политики.

У них теплится надежда, что таким образом можно будет оторвать Казахстан от России и, соответственно, ослабить позиции последней в этом важном регионе. В последнее время Ташкент начал стремительно вооружаться, усиливая свое сотрудничество со странами НАТО. Россия и Китай, напротив, не заинтересованы в этом сценарии, причем настолько не заинтересованы, что готовы по мере необходимости активно этому противодействовать. То есть чересчур тесное сближение Астаны и Ташкента способно осложнить отношения Казахстана с Россией. Как говорится, ничего личного – только национальные интересы. Как писал Ромен Роллан, проблемы между двумя сторонами никогда не бывают серьезными до тех пор, пока между ними не станет третье лицо.

Союзники – это враги, у которых есть общий враг?

 

Но какими бы ни были разногласия между Узбекистаном и Казахстаном, две страны связывает многое, не только общая история, человеческие связи по обе стороны границы, культурное и ментальное родство. У Астаны и Ташкента есть много точек соприкосновения, делающих их интересы совпадающими. Эксперты "Биржевого лидера" выделили наиболее важные из них.

Во-первых, интересы региональной безопасности. Обеих стран серьезно беспокоит возросшая угроза исламского экстремизма в регионе, особенно это касается Узбекистана. Боевики Исламского движения Узбекистана давно мечтают захватить власть в этой стране и ради этого не гнушаются никакими средствами. Обе страны опасаются и последствий уже скорого вывода из Афганистана международного контингента. И опять – более остро эта проблема стоит для Узбекистана, у него общая граница с Афганистаном.

Во-вторых, общие региональные проблемы. Две крупнейшие страны региона только совместными усилиями могут решить такие актуальные проблемы как водно-энергетическая, анклавов, границ, экологии, транзита, гарантий инвестиций и т.д. К примеру, жизненно важная для обоих государств водная проблема. Уже в упоминавшемся договоре о стратегическом партнерстве между Казахстаном и Узбекистаном записано, что они выступают за справедливую систему водопользования в Центральной Азии. Это явный сигнал в адрес несговорчивых Таджикистана и Кыргызстана. Как известно, эти страны намерены построить гидроэлектростанции на Амударье и Сырдарье, что может оставить без воды узбеков и казахов. В свое время Назарбаев так объяснил суть конфликта между соседними государствами: "Нашим соседям, братским народам, живущим наверху рек, шлем большой привет. Мы находимся внизу рек, и нам не хватает воды, что отражается на жизни наших граждан". Отметим, что в разрешении этой проблемы заинтересован больше все же Узбекистан, испытывающий острый дефицит воды. Каримов уже дал понять, что из-за воды в регионе может случиться "не только серьезное противостояние, но и война". Чтобы избежать этого сценария, узбекскому президенту нужны посредники и партнеры.

В-третьих, выгоды экономического сотрудничества. Здесь в отношениях двух стран, как говорится, непаханое поле. Товарооборот в 2 миллиарда долларов между крупнейшими державами региона говорит о недостаточном уровне экономического сотрудничества, а значит о большом его потенциале.

В то же время 1 июля отпраздновали день введения в обращение национальной валюты Узбекистана. Курс узбекского сума торгуется во флете на уровне 2,099 узбекских сума за доллар США:

Одной из причин такой торгово-экономической сдержанности является отсутствие свободной конвертации узбекского сума. Между тем, экономики двух стран в какой-то степени являются взаимодополняющими.

Казахстан торгует нефтью и углем, а Узбекистан – газом и электроэнергией, казахские поставки зерна, крупы – и поставки овощей, фруктов из Узбекистана и т.д. Или взять хотя бы проблемы безработицы. Если говорить об официальных цифрах, то в обеих странах она находится на уровне 5 процентов от активного населения. Но в Узбекистане это проценты от тех, кто уже или еще не может уехать из страны на заработки. В стране идет резкий прирост численности населения – порядка 2 процентов в год, это означает, что ежегодно прибавляется 500 тысяч человек, которым нужна работа, жилье. Между тем, площадь и возможности Узбекистана весьма ограничены. Возможные последствия такого социального уравнения не могут не беспокоить соседний Казахстан и регион в целом.

Какие же выводы следуют из всего этого? Следующие. Потепление в отношении двух стран, скорее всего, лишь видимое и временное. Так сложилось, что на данном этапе у Ташкента появился с Астаной общий интерес и общие противники. Поэтому сегодня Исламу Каримову выгоднее сотрудничать с Назарбаевым, чем соперничать за лидерство в регионе. Как говорится, если у нас есть общий враг, значит, мы друзья. И не более того.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

Шале
Шале
Узбекский сум (UZS)
Узбекский сум (UZS)
Король Екатерина
Король Екатерина
Гарипова Дина Фaгимовнa
Гарипова Дина Фaгимовнa
Мармарис
Мармарис
Екатерина Колесниченко
Екатерина Колесниченко