Начало 2017 года в Казахстане отмечено арестами высокопоставленных чиновников и стартом конституционной реформы. На этом фоне Айсултан Назарбаев, внук президента страны Нурсултана Назарбаева, объявил, что в республике действуют «враги народа», указав на представителей элиты, к которым у «органов госбезопасности могут возникнуть вопросы». Издание «Лента.ру» разбиралось, что на самом деле происходит в Казахстане.
Под занавес уходящего 2016 года и в начале 2017 были задержаны или арестованы недавно уволенные заместитель главы АП республики Баглан Майлыбаев, руководитель государственного Единого национального пенсионного фонда Руслан Ерденаев, министр экономики Куандык Бишимбаев. Такие же меры пресечения были приняты в отношении экс-руководителя главной спецслужбы государства - генерал-лейтенанта Комитета нацбезопасности (КНБ) Нартая Дутбаева.
Задержанных чиновников подозревают в различных преступлениях. Так, генерала КНБ и заместителя главы АП подозревают в разглашении государственной тайны. Кому и что они разглашали? Эксперты сразу сказали, что в деле Майлыбаева основной подозреваемый – Российская Федерация, и вообще, в «Администрации Президента есть люди, которые работают на Кремль». А Дутбаев, экс-руководитель спецслужбы, якобы хотел наладить контакты с беглым олигархом Мухтаром Аблязовым (его считают одним из главных политоппонентов Астаны). Экс-министр экономики и бывший руководитель ПФ проходят, как ранее заявлялось, по хозяйственным делам.
Картину новогодних арестов дополнило и выступление Айсултана Назарбаева - внука президента Нурсултана Назарбаева. Пост в Facebook в целом был выдержан в стилистике «в ЦК прокрались враги!». «Уже нигде не используется такое старое словосочетание как «враг народа», однако, на мой взгляд, оно очень уместно в отношении проворовавшихся чиновников высшего звена», - отметил внук президента республики.
Он назвал конкретные фамилии. Внук президента сомневается в председателе Нацбанка Данияре Акишеве и руководителе АП государства Адильбеке Джаксыбекове. Согласно его словам, любой на улице скажет, что «народ обворовывали» такие, как вице-премьер Имангали Тасмагамбетов, предприниматель и экс-секретарь Совета безопасности страны Булат Утемуратов. Помимо этого, Назарбаев-младший подчеркнул, что председатель КНБ Карим Масимов «расчищает окружение главы государства от прилипал и коррупционеров» и предрек, что «этой сложной работой Масимов будет заниматься до тех пор, пока полностью не очистит окружение лидера Казахстана».
В 2000-2010 годах в стране уголовному преследованию подверглись очень многие высшие чиновники. Тогда были осуждены экс-главы правительства Акежан Кажегельдин и Серик Ахметов, руководители КНБ и МВД, министры и их заместители, начальники агентств, руководители госкомпаний, главы регионов и городов – в общей сложности свыше тридцати человек.
Согласно мнению казахстанского политолога Данияра Ашимбаева, ряд приговоров по делам высоких чиновников вызвало то, что часть руководителей «стала воспринимать сектор экономики и госуправления как кормовую базу, а изъятие админренты - как неотъемлемое право». «Каждый арест, осуществленный в конце 2016 - начале 2017 был следствием различных причин. Их объединяет то, что их можно отнести к 2-м главным тенденциям в госполитике. Первая - попытки ужесточить госконтроль за расходованием средств, а другая - в государстве обостряется борьба за власть. И хотя президент не давал повода говорить о запуске операции «Преемник», время от времени имеют место схватки между ближайшими сановниками и представителями олигархического сообщества», - отмечает политолог.
Последняя надежда.
В прошедшем году в разных регионах Казахстана произошли протестные акции - самые массовые со времен беспорядков в Жанаозене в 2011 году. Напомним, тогда в Жанаозене во время подавления протестов погибли 15 человек. В 2016-ом поводом для выступлений стали поправки в Земельный кодекс, которые разрешают иностранцам арендовать участки. Однако многие предположили, что земельный вопрос был только формальным предлогом, так как жители разных областей высказывали недовольство все более ухудшающейся экономической ситуацией. В конце 2015 года в Казахстане резко девальвировалась нацвалюта, что значительно отразилось на ценах. В феврале этого же года Bloomberg включило Казахстан в ТОП-10 самых несчастных экономик мира.
На этом фоне Назарбаев был вынужден наложить мораторий на спорные нормы. Беспорядки он объяснил недостатком разъяснительной работы Кабмина.
Официальные прогнозы правительства Казахстана на текущий год полны оптимизма. Правда, экономисты убеждены, что рост ВВП страны составит в лучшем случае... ноль процентов, а максимум – один процент. И это при условии, что на полную мощность заработает Кашаганское месторождение в Каспийском море. Эксперты открыто заявляли, что запуск данного проекта – это последняя надежда Казахстана.
Серия арестов, обещание чисток, запуск конституционной реформы указывают на то, что в Астане начали готовиться к передаче власти. Долгий период времени власти называли социальную и политическую стабильность своим основным достижением – Казахстан активно использовал образ предсказуемой страны и во внешней, и во внутренней политике. Но теперь государство входит в новый период.