Официальные власти Казахстана и Кыргызстана дезавуировали сообщение о подготовке их военнослужащих к отправке в Сирию.
Накануне, 22 июня, РИА Новости разместило заявление руководителя комитета по обороне Государственной Думы РФ Владимира Шаманова (экс-командующего Воздушно-десантными войсками ВС РФ) о том, что в настоящее время российские власти ведут переговоры с властями Казахстана и Кыргызстана об отправке их военнослужащих в Сирию: «Есть намерения и начало переговорного процесса, решение пока не принято». Думец также сообщил, что по этому вопросу Москва контактирует с Анкарой.
В тот же день представитель президента Турции Ибрагим Калын в интервью телеканалу Haberturk сообщил о переговорах со спецпредставителем президента России по Сирии Александром Лаврентьевым по вопросу размещения в зонах деэскалации в Сирии подразделений армий Казахстана и Кыргызстана. Он выразил надежду, что «на июльской встрече в Астане эти вопросы будут конкретно обсуждаться».
Лидер сирийской оппозиционной группы «Хмеймим» Ильян Масаад подчеркнул, что этот вопрос должен был быть согласован с руководством Сирии, «так как это касается суверенитета страны», а также союзниками Москвы в сирийском конфликте – Турцией и Ираном. «По всей видимости, было решено, что это должны быть мусульманские страны, не вовлеченные в сирийский конфликт и поддерживающие позиции Москвы и Дамаска по конфликту», – отметил сирийский оппозиционер.
Российские эксперты тут же подхватили эту тему. Так, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов в комментарии РБК отметил, что участие в войне в Сирии является плюсом для армий Казахстана и Кыргызстана: они смогут «обкатать свои войска в боевой обстановке», а также «увеличат свой вес на международной арене».
«Без меня меня женили» – эта русская народная поговорка как нельзя лучше иллюстрирует эту ситуацию. Власти Кыргызстана в тот же день в лице представителей МИД и Генштаба вооруженных сил Кыргызстана заявили, что «не располагают никакой информацией» о переговорах с Москвой об отправке киргизского военного контингента в самую горячую точку Ближнего Востока. Астане потребовалось больше времени, чтобы прийти в себя – только сегодня министр иностранных дел республики Кайрат Абдрахманов заявил: «Казахстан ни с кем не ведет переговоров о направлении своих военнослужащих в Сирию».
Стоит ли готовиться к аналогичным заявлениям властям Беларуси, Армении и Таджикистана, которые вместе с Казахстаном и Кыргызстаном входят в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ)?