Протесты в Казахстане нарастают, несмотря на социальные «щедроты». Участники мирных акций начали озвучивать требования об отставке президента, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Обозреватель Ирина Джорбенадзе в своей публикации пишет, что традиционно Казахстан считался достаточно благополучной страной Центральной Азии с дальновидным и адекватным президентом. В последнее время оба «имиджа» начали весьма стремительно рушиться. Возможно, процесс подстегнула неизбежность транзита власти, борьба за которую уже началась. Действующая властная верхушка в ходе противоборства сменила «трусливое» правительство. Решение президент объяснил тем, что чиновники не сумели провести реформы, нужные стране и народу. Власть довольно быстро «высвободила» немалые деньги на увеличение заработной платы, пособий и пенсий, но снизить градус недовольства населения это не помогло.
В разных городах Казахстана люди вышли на улицы, озвучивая разнообразные требования. Участники митингов требуют трудоустройства, достойного социального обеспечения многодетных семей и других изменений. Участники акций вели себя мирно, численность их сложно назвать устрашающей. Однако митингующие озвучили требование об отставке президента, чрезмерное по казахским меркам. Любое скопление людей, объединенных общей идеей, является в государстве нежелательным.
В результате власти приняли «единственно верное» в создавшейся ситуации решение. Проведенные в день съезда правящей партии «Нур Отан» акции разогнали в Алматы, Астане и других городах, полицейские задержали несколько десятков активистов. Лишь в «старой столице» правоохранители задержали более 30 мирных демонстрантов и двоих журналистов.
Особенно тревожной оказалась ситуация в Жанаозене, куда даже перебросили военных, хотя на официальном уровне об этом не говорят. Оппозиционная пресса сообщает о введении в городе комендантского часа. Активность, которую власти называют «беспорядками», на самом деле является требованием трудоустройства в нефтяной сфере, митинги начались еще в середине февраля. Безработные казахи записали видеоролик с обращением к президенту, размещенный на видеохостинге YouTube. Активисты пожаловались на то, что местные власти не обращают внимания на проблему безработицы. У главы государства они попросили помощи в трудоустройстве на имеющихся в городе и его окрестностях предприятиях. Как и несколько лет назад, Жанаозен продолжает оставаться горячей точкой на карте Казахстана.
По словам обозревателя, при разгоне правительства Нурсултан Назарбаев предъявил чиновникам массу претензий, которые, по сути, должен был предъявить самому себе, поскольку глава государства лично контролирует работу всех ветвей власти. В данном контексте формирование нового кабинета министров можно считать превентивной мерой и способом избежать массового всплеска недовольства населения.
Напряженность в обществе растет.
Президент отругал бывших министров за провал реформ, ориентированных на рост доли малого и среднего бизнеса в экономике и снижение государственного участия. Также причиной недовольства главы государства стало отсутствие полноценной адресной помощи неимущим жителям страны. Правительство Назарбаев обвинил в трусливости, хотя нормализация ситуации после отставки чиновников вызывает сомнения.
На самом деле условия работы правительства, соответствующие актуальным вызовам, в стране не созданы. Поэтому на правительство президент может списать все проблемы и провалы «реформ». Главной задачей для власти на сегодняшний день, судя по всему, является купирование протестной активности. В беседе с журналистами «Настоящего времени» правозащитник из Алматы Сергей Дуванов заявил, что сейчас мирные собрания в Казахстане запрещены. Организаторы акции подают заявки на проведение митинга, но чиновники всегда могут воспользоваться правом на отказ. Особенно часто под запретом оказываются акции, связанные с нелояльностью к власти.
Отвечая на вопрос о причинах боязни власти, правозащитник обращает внимание на 2 момента:
- руководство Казахстана боится «Майдана». Чиновники опасаются, что любой протест может перерасти в Майдан. Потенциально опасными власть считает любые акции, поскольку боится, что митинг может перерасти нечто большее и в результате привести к революции;
- после зачистки политического поля от оппозиционеров чиновники не смогли исключить оппозицию в государстве. Пребывающий во Франции оппозиционер Мухтар Аблязов создал движение ДВК, которое направляет в протестные русло. Сторонники оппозиционера вышли на протестные акции в день проведения съезда правящей партии по призыву своего лидера.
События в Жанаозене правозащитник называет «чистой социалкой» и отмечает, что жители города хотят работать и получать зарплату. С другой стороны, в регионе создалась тревожная ситуация, возмущение людей легко может перерасти в социальный бунт. По мнению Дуванова, власти нужно снять социальную напряженность и найти решение проблем, волнующих казахское общество. В противном случае напряженность ситуации будет возрастать и в ближайшее время в Казахстане могут начаться социальные потрясения.
Ирина Джорбенадзе констатирует, что на глазах современников рушится миф о стабильном, благополучном и толерантном Казахстане. Проблемой является не только появление в обществе «майданных настроений», которые вполне могут быть навязанными извне. Однако в данном случае злонамеренность внешних сил не следует искать в казахских реалиях. Для дестабилизации ситуации вполне достаточно и внутренних проблем, а также борьбы за власть в ожидании транзита. Современный Казахстан определенно лихорадит и помешать этому не может даже опытный политик и хозяйственник Нурсултан Назарбаев.