«Биржевой лидер» ранее уже сообщал о проблеме с газоснабжением южной части Кыргызстана, в частности, крупного города Ош, которая возникла после того, как Узбекистан в одностороннем порядке прекратил поставки газа, сославшись на окончание действия ранее заключенного договора. Новый договор Ташкент заключать отказывается, вместе с тем сотни тысяч людей оказались заложниками политических амбиций и с тревогой начинают размышлять, какие испытания им готовит предстоящая зима.
Энергетика Кыргызстана готовится к очень сложной зиме.
По словам руководителя правительства Кыргызстана Джоомарта Оторбаева, предстоящая зима будет очень сложной для энергетики страны. Одной из причин этого является отключение природного газа, которое было произведено в середине апреля текущего года соседним Узбекистаном. В условиях надвигающегося кризиса власти разрабатывают программу по обеспечению энергоэффективности, которая предусматривает замещение природного газа углем. Тем не менее ситуация остается весьма тревожной.
«В прошлом году мы использовали в Токтогульском водохранилище 13 миллиардов кубометров воды, но мы еле прошли зиму, в этом году воды меньше, а экономика растет», - заявил накануне Оторбаев в ходе пресс-конференции в Бишкеке. Глава правительства констатировал, что накопленный ресурс гидроэлектростанций, по сегодняшним оценкам, может оказаться недостаточным для того, чтобы энергосистема без потрясений пережила предстоящие зимние пиковые нагрузки, что вдвойне опасно в условиях острейшего дефицита природного газа. «Узбекистан газ не поставляет, в результате увеличивается потребление электроэнергии. Мы должны готовиться, и предстоящую зиму мы должны пройти с учетом того, что газа из Узбекистана не будет», - подчеркивает премьер. «Нагрузка на электроэнергетику увеличится. Что мы должны делать в такой ситуации? Мы готовим программу по вопросам энергообеспечения и энергоэффективности и будем переходить на уголь. Мы среднесрочную программу должны доработать, экономике и домохозяйствам необходимо переходить на угольное топливо», - подчеркивает Оторбаев.
По его словам, правительство Кыргызстана не прекращает усилий, направленных на установление диалога с Узбекистаном, конечной целью которого является возобновление поставок природного газа. С этой целью Кабмин пытался выйти на связь в различных форматах на узбекскую госкомпанию «Узтрансгаз», на Министерство энергетики Узбекистана, а также на узбекское правительство. «До настоящего времени ответов ни на одно наше обращение нет. Отказа нет, но нет и ответов», - отметил Оторбаев, по мнению которого, действия узбекской стороны носят характер, идущий вразрез с основополагающими принципами коммерческих отношений между субъектами хозяйственной деятельности. «Соглашение по поставке газа с заключалось с «Кыргызгазом» – юридическим лицом, в котором произошла смена собственника. По юридическим нормам, смена собственника не отражается на юридических обязательствах, которые эта компания реализовывала в прошлом», - резюмировал кыргызский премьер.
В Кыргызстане предлагали перекрыть Узбекистану воду.
Как отмечают аналитики раздела «Новости Кыргызстана» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер», в Кыргызстане неоднократно пытались найти выход из сложившейся ситуации, при которой Ташкент попросту игнорирует интересы соседей и действует в одностороннем порядке. В частности, в качестве одной из мер возможного воздействия на Узбекистан в парламенте Кыргызстана даже предлагалось перекрытие воды, что могло бы повлечь за собой значительный экономический ущерб для Узбекистана. Вместе с тем, по мнению ученого-гидроэнергетика из Бишкека Владимира Липкина, это и технически мало реализуемо, и крайне опасно в политическом смысле. «Во-первых, значительная часть оросительных каналов обслуживает как Узбекистан, так и Кыргызстан одновременно. В случае перекрытия магистральных каналов может получиться, что мы (Кыргызстан – Ред.) перекроем воду и самим себе», - отмечает специалист. «Безусловно, можно теоретически ограничить сток в Большой наманганский канал, однако водохранилище на Уч-Курганской гидроэлектростанции очень сильно заилено, там негде собирать воду. ГЭС работает, как говорится, на притоке - сколько воды пришло, столько должно и уйти. В результате эта вода все равно попадет в Узбекистан, пусть даже без особой пользы для его сельского хозяйства. Вместе с тем мне кажется большой ошибкой вообще играть в эти игры. В конце концов, без использования газа человечество прожило тысячи лет, пусть это сегодня и кажется неудобным. А вы попробуйте хоть три дня обойтись без воды! Даже шариат запрещает тем, кто живет выше по течению реки, не давать воду для полива тем, кто ниже. Если под угрозой гибели окажется урожай в Узбекистане, руководство этой страны может пойти на самые резкие меры. Поэтому необходимо искать другие пути», - отметил ученый-гидроэнергетик Липкин.
Кроме того, в начале июня текущего года генеральный директор компании «Кыргызгаз» Тургунбек Кулмурзаев предлагал перекрыть газоснабжение многострадальному узбекскому анклаву Сох. По его словам, такие меры предлагал российский концерн «Газпром», вошедший в этом году на кыргызский газовый рынок путем создания дочерней компании «Кыргызгазпром», которая рассматривается в качестве преемника «Кыргызгаза» и будет контролировать весь сбыт природного газа в Кыргызстане, а также газотранспортную систему страны.
Автор: Роман Иванченко