23 января в городе Ош эксперты, служители религии и журналисты обменялись мнениями на тему, что заставляет некоторых мусульман отправляться на «джихад» в Сирию.
Директор центра изучения Корана Дилмурат Урузов считает, что наука, которая сегодня может объяснить почти все тонкости явлений, проявляет беспомощность в объяснении смысла жизни. «По мнению улема, религия смогла объяснить смысл жизни, и целью жизни каждого мусульманина является попадание в рай», - пишет издание «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
Говорят, что легче всего в рай попадают люди, ставшие шахидами на пути служению Аллаху, и степень его в раю будет самой высокой. Про это сказано и в Коране, в хадисах (изречениях) пророка. Но поскольку официальные религиозные организации не занимаются разъяснением, что означает быть шахидом, неграмотностью в этом направлении пользуются группы боевиков в своих целях.
- В Кыргызстане действуют эмиссары – люди, которые способны убедить других именно в таких вещах. Они убеждают других отправиться именно на войну в Сирию. Если бы люди изучали ислам по книгам и интересовались изучением его, то тогда бы они узнали многое. Информацию можно почерпнуть из книг, но веру – нет. Поэтому людей убеждают. Их убеждают настолько, что они бросают или распродают все свое имущество и семьями уезжают туда. Даже женщины уезжают. Встает вопрос: «Почему? Что женщинам-то в Сирии надо?». Они надеются попасть в рай, но, к сожалению, их дорога ведет в ад, - сказал Дилмурат Урузов.
Участвовавший на встрече подполковник милиции Ратбек Турусбеков обратил внимание вех на то, что 80 процентов обвиненных и посаженных в тюрьму за членство в религиозных группах, оказались членами «Хизбут-Тахрир» и до сегодняшнего дня не разработан механизм возвращения этих людей в общество.
- Например, в Турции попавших в такие организации людей пытаются вытащить через родителей и друзей. Даже если попадают в тюрьму, то родители стараются через имамов и влиятельных людей помочь. И по выходу из тюрьмы на свободу проводятся мероприятия по возвращении человека в общество. А у нас такого нет. Мы должны выработать такой механизм. И вопрос возвращения уехавших в Сирию женщин, помилования их и возвращения в общество должен быть на повестке дня, - сказал Ратбек Турусбеков.
На встрече также участвовала эксперт из Болгарии Татьяна Дронзина. Она сказала, что есть и такой фактор, что в Сирию на «джихад» люди отправляются, чтобы заработать деньги, но это последний фактор.
- Мои исследования показали, что бедность не является основным фактором в отъезде этих парней и девушек в Сирию. Уезжающих в Сирию можно поделить на две группы. Первая группа – это те, кто едет по религиозным убеждениям, однако не по истинным убеждениям, а по неправильным, радикальным убеждениям. Они убеждены, что едут в Сирию для того, чтобы «помочь братьям мусульманам», чтобы «бороться против правительства Башара Асада». Здесь мы должны подумать и понять, связана ли ситуация в Сирии с верой или политикой. Вторая же группа людей говорит: «Я хочу бороться за справедливость, защищать женщин, стариков, детей и беспомощных, хочу взять свою судьбу в свои руки». Построение нового справедливого государства – это большой социальный идеал. Я уверена, что многие едут в Сирию за романтикой стать шахидом, помощником на пути служения Аллаху, - сказала Татьяна Дронзина.
По ее мнению, в настоящий момент «Исламское государство» прямой угрозы для Центральной Азии не представляет, потому что в Сирии сейчас возникла тяжелая экономическая ситуация.