Представительство Управления верховного комиссара ООН по правам человека по Центральной Азии выразило озабоченность переходом обучения на киргизский язык узбекских школ. «Представитель организации Элизабет да Коста сообщила, что некоторые узбекские школы в Оше и Джалалабаде перешли к обучению на киргизский язык и государство прекратило их финансирование», - пишет «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
Элизабет да Коста: «Узбекские школы остались без государственного финансирования».
На этой неделе в Бишкеке прошла конференция "Укрепление единства народа и межэтнических отношений в государственной образовательной политике: проблемы и перспективы". Представитель Управления верховного комиссара ООН по правам человека по Центральной Азии Элизабет да Коста сказала: «Конституция и закон «О госязыке» гарантируют нацменьшинствам право на получение образования на их родном языке, однако вызывает обеспокоенность то, что некоторые школы в Оше и Джалал-Абаде перешли на киргизский язык и перестали получать государственное финансирование».
Как пишет издание 24.kg: «Комитет выразил озабоченность по поводу того, что вступительные экзамены в вузы проводятся на госязыке. Это дискриминация. В мае-июне 2015 года комитет будет рассматривать вопрос по КР и уделит этой теме внимание. События показали, что бесправие меньшинств может привести к социальным бедствиям и конфликтам».
Преподаватели Оша: «Узбекские школы переходят к обучению на киргизском языке по требованию родителей».
В то же время преподаватели города Ош не разделяют некоторые аспекты заявления представителя ООН. Например, преподаватель Ошского государственного университета доцент Саидакбар Максумхонов считает, что разговоры о закрытии узбекских школ государством неправильны.
«Неправильно говорить о закрытии узбекских школ государством. Ощущая острую необходимость киргизского или русского языка, по просьбе и требованию родителей в узбекских школах открываются классы, где образование проходит на киргизском, а также на русском языках. По моему мнению, это требование времени. Узбекские школы не закрылись, после открытия классов, где преподавание идет на киргизском и русском языках, само понятие «узбекская школа» стирается и она становится смешанной школой. И неправда, что финансирование прекращено», - сказал Саидакбар Максумхонов.
Согласно ему, за последние два года в узбекских школах сократилось количество учеников и часов преподавания, однако финансирование со стороны государства не прекратилось. По словам Саидакбара Максумхонова, в декабре прошлого года за счет государственного бюджета были изданы учебники узбекского языка и узбекской литературы для 10-11 классов школ и бесплатно распределены ученикам.
После событий 2010 года в Ошской и Джалалабадской областях в составе узбекских школ были образованы классы, где преподавание ведется на киргизском и русском языках. По сообщениям, сегодня в 40 процентах узбекских школ открыты такие классы и они стали называться смешанными школами.
Учителя узбекских школ Оша говорят, что причиной этому послужило требование родителей открыть классы с киргизским и русским языками обучения. По мнению одного из учителей Ошской школы Махаммаджона Охунова, есть причины для такого требования родителей.
«Первая причина – это необходимость русского языка для наших граждан, которые выезжают из Кыргызстана и проживают в других странах. Вторая причина – при обучении в ВУЗах Кыргызстана становится трудно сдавать экзамены и выполнять задания на узбекском языке, потому что все меньше специалистов в ВУЗах, принимающих экзамены на узбекском языке», - сказал Махаммаджон Охунов.
По его словам, хотя официально узбекские учителя и не обращались по этому поводу в минстерство, власти на встречах все равно обсуждают вопросы повышения количества узбекских преподавателей в ВУЗах.
Муроджон из Новката: «В узбекских школах получение полноценного знания для наших детей ограничено».
По официальным данным, сегодня обеспеченность узбекских школ учебниками не превышает 30-40 процентов. Некоторые родители, исходя из этого, говорят, что из-за невозможности получения полноценного знания в узбекских школах в Кыргызстане они обучают своих детей на киргизском и русском языках.
«Если бы у нас в ВУЗах было достаточное количество специалистов, а в ВУЗах и школах достаточно материала, тогда наши дети обязательно бы обучались на узбекском языке. Однако время сегодня требует другого, поэтому мы сторонники того, чтобы наши дети получили хорошее образование», - говорит Муроджон из Новката.
По данным Министерства образования и науки Кыргызстана, сегодня в 223 школах ученики имеют возможность учиться на узбекском языке. В 91 школе из них обучение ведется только на узбекском языке, в 67 – на узбекском и киргизском языках, в 43 – на узбекском и русском языках, и в 22 – на узбекском, киргизском и русском языках.