Кыргызстан в силу своего географического положения и богатейших сырьевых запасов остается среди важнейших центрально-азиатских нервных узлов. Возможные изменения обстановки там одновременно несут вероятность нарушения существующего баланса региональных сил. Другими словами, там находится еще одна потенциальная зона нестабильности по периметру зоны российских интересов. С последними событиями в Кыргызстане знакомит издание «Биржевой лидер».
Недавняя попытка госпереворота в Кыргызстане сейчас воспринимается больше как странная история, по времени совпавшая с местными выборами, очередным всплеском напряжения в отношениях с Узбекистаном и празднованием годовщины «тюльпановой» революции. В начале прошлой недели на сайте Bulbul.kg появились аудиозаписи переговоров между некими лицами.
Как утверждает новостное агентство 24.kg, расшифровавшего голоса в записи, в переговорах предположительно участвовали оппозиционные политики Б. Асанов, К. Кадыров, А. Бекназаров, а также помощник министра МВД временного правительства Д. Турдуналиев. Фигуранты якобы планировали найти «поддержку аксакалов» и организовать 14, а также 24 марта массовые беспорядки во всех кыргызстанских регионах, а после захватить власть и лишить власти правительство и президента страны. При этом планировалась организация сторонников, транспорта и раздача денег.
Эта же тема обсуждалась и на второй опубликованной аудиозаписи, датированной 20 марта, которая прошла в офисе руководителя оппозиционного движения «Глас народа» А. Бекназарова. Среди участников беседы, участвовали бывший депутат и лидер Национального Оппозиционного Движения К. Кадыров, бывший глава Джалал-Абадской облгосадминистрации Б. Асанов, примкнувший к пророссийской партии «Ар Намыс» Р. Жээнбеков, бывший посол в Турции М. Абылов, член НОД и руководитель партии «Ак калпак» У. Маматаев, лидер движения «Народный курултай» К. Кошалиев, эксперт по энергетике и еще один представитель НОД Э. Карыбеков. Отметился в записях и крупный чиновник времен прежних кыргызстанских режимов Д. Сарыгулов. При этом он сам в комментарии записи отметил, что речь шла не о захвате власти. Как он пояснил, секретариат «Народного курултая» обсуждал кандидатов в члены правительства, если действующий Кабмин решат расформировать. Якобы обговаривались претенденты, чтобы в дальнейшем предложить их парламенту на рассмотрение при формировании нового состава правительства.
Но в публичном пространстве перспектива отставки правительства не обсуждается. После выборов прошлой осенью была сформирована коалиция большинства из 80 депутатов. Тогда же парламент утвердил состав правительства, совершив некоторые перестановки среди министров. При этом правоохранители настроены всерьез. Асанова и Кадырова арестовали на основании записей, задержан и Э. Карыбеков. Также заметно, что в составе фигурантов пошедших на сговор бывшие представители органов власти в разные эпохи, ныне в значительной мере утратившие политическое влияние. Хотя знающие комментаторы говорят о связи Карыбекова с Ф. Парпиевым, считающегося доверенным лицом С. Абдувалиева - известного криминального авторитета Узбекистана. Вместе с тем следует учесть и мнение обозревателей, что криминальный мир Узбекистана жестко контролируется Службой нацбезопасности. Также важно, Сарыгулов имеет влияние на работников рудников компании «Кыргызалтын», а на них во многом держится экономика Кыргызстана.
Интересно, что кыргызский Госкомитет нацбезопасности сообщил, что аудиозапись подлинная и получена при расследовании существовавшего уголовного дела по санкции суда. С другой стороны Кыргызстан на данный момент еще недостаточно погружен в «евразийскую интеграцию» потому и говорить об авторитарных тенденциях трудно. Другое дело, если рассмотреть проблему с точки зрения борьбы за власть между фракциями, неформальными бизнес-группировками которая продолжается постоянно. Пока постреволюционное руководство страны в явных покушениях на суверенитет народа не замечено, даже отмечается политологами безыдейность партий.
Тем не менее, судя по кадровым назначениям, можно отметить доминирование фигур, в той или иной степени вовлеченных в процесс евразийской интеграции, потому что еще в декабре в ходе встречи с официальными лицами из России замминистра экономики Киргизии А. Калиев сказал, что, что в виду неблагоприятной экономической ситуации в России компании «Интер РАО» и «РусГидро» не смогут исполнить свои обязательства по строительству гидроэнергетического проекта. Вскоре президент Киргизии А. Атамбаев это подтвердил, заявив, российская сторона не сможет реализовать эти проекты, причем долгое время.
Упоминание Узбекистана в связи с переворотом может быть совсем не случайным. Кыргызстан пытается уйти от зависимости от поставок узбекского газа, потому что своевременная оплата не раз срывалась. Киргизия к тому же импортирует часть электроэнергии из Казахстана, а также Таджикистана. В связи с этим заговор может быть демонстрацией возможностей соседей в вопросе влияния на внутренние дела Кыргызстана. Впрочем, до новых выборов президента еще два года и Атамбаев в них принять участие не может по конституции. Именно тогда демократическая форма правления пройдет проверку на стойкость, а мартовский «заговор» следует рассматривать как явный фальстарт.