Бывший заместитель руководителя аппарата президента Киргизии Сооронбай Жээнбеков теперь официально возглавил действующее правительство. При этом всем эксперты не слишком удивлены происходящим кадровым перестановкам в соответствующем государстве. В последнее время даже состав правительства не является каким-нибудь слишком серьезным сюрпризом. Официальная статистика свидетельствует о том, что смена премьер-министра происходит в среднем раз в полтора года, ведь ни один из уполномоченных должностных лиц никак не может удовлетворить потребности гражданского населения. Уже бывший премьер Темир Сариев занял соответствующее кресло лишь в мае 2015 года. Накануне он вынужден был подать в отставку после того, как глава Министерства транспорта и коммуникаций Аргынбек Малабаев выдвинул в его сторону достаточно серьезные обвинения в лоббировании интересов одной крупной китайской компании. Несмотря на то, что Сариев подал главе государства представление об увольнении Малабаева, депутатская комиссия рекомендовала уйти именно премьер-министру.
Отставки в Кыргызстане – начало президентской гонки?
С учетом последней должности Соорнбая Жээнбекова, не сложно сделать логичный вывод о том, что он представляет собой ставленника президента. Именно поэтому при его назначении абсолютно не возникало проблем в плане наличия депутатских голосов. Ранее он уже входил в состав правительства, где занимал должность министра сельского хозяйства. Это назначение выглядело абсолютно логично, ведь он по образованию является зооинженером. Отдельное внимание следует уделить тому обстоятельству, что с декабря 2011 года спикером парламента Киргизии являлся брат нового премьер-министра Асылбек Жээнбеков. Свой пост официально он покинул всего за несколько часов до голосования за нового главу правительства. Если бы он этого не сделал, то вышла бы ситуация, при которой сразу две ветки власти в стране официально контролируют братья. Оппозиционеры явно воспользовались бы данной новостью для расшатывания ситуации изнутри и организации перевыборов. При этом всем политологи не верят в том, что Жээнбеков пришел всерьез и надолго. Такое быстрое и уверенное утверждение свидетельствует том, что общественность становится свидетелем тщательно выстроенного политического фасада.
На сегодняшний день в Киргизии сложилась очень специфическая система осуществления государственной власти. Речь идет не только о сильном президенте, но и о достаточно авторитетном его аппарате, который способен фактически самостоятельно решать даже наиболее важные для страны кадровые вопросы. Об этом свидетельствует факт того, что нового премьер-министра в большей мере именно назначили, а не выбрали. Данную мысль озвучили аналитики авторитетного издания DW. Кандидатура Жээнбекова была подержанна депутатами парламента, но формально его и выдвигали представители коалиции большинства. Абсолютно не удивительно, что в таком случае депутаты поддерживают своего же кандидата. Политолог Денис Бердаков не просто так говорил о политическом фасаде. Нынешнего премьер-министра он считает всего лишь техническим главой правительства. На самом деле он попросту будет выполнять указания президента в рамках своей достаточно широкой компетенции. Не лишним будет вспомнить о том, что уже в следующем году граждане Киргизии вновь будут избирать главу государства. После того, как действующий президент фактически взял под собственный контроль исполнительную и законодательную власть, он может тщательно «подготовиться» к этому событию, снизив до минимума шансы на свое поражение.
Деловое издание «Биржевой лидер сообщает, что в Киргизии многие не довольны слишком серьезной ролью президента. Правозащитники считают, что он воспользовался слабостью парламента, представители которого не понимают или не желают понимать того, какие реально у них есть полномочия и возможности. В реальности выходит, что политический лидер навязывает законодателям свое мнение по наиболее важным вопросам. Естественно, если определенные законодательные инициативы не работают, то крайним всегда становится премьер-министр. Сделав такой вывод уже можно понять, почему в Киргизии настолько часто происходит смена главы правительства. Ради ходят бы частичного восстановления справедливости правозащитники желают добиться того, чтобы в случае очередного провала ответственность также распространялась на коалицию большинства, которая традиционно выдвигает кандидата на должность премьер-министра. В идеале тоже самое должно касаться и президента, который оградил свою должность фактически полной неприкосновенностью.
Денис Бердаков утверждает, что в последний раз президент сталкивался с критикой в 2010 году после революции. Тогда реально существовала политическая борьба, но затем последовала череда уголовных дел против депутатов и других авторитетных личностей. В результате представители парламента стали достаточно покладистыми для того, чтобы самим не оказаться за решеткой. Политолог лишь поражается тому, как общественность в Киргизии позволила главе государства так легко расправиться с основными конкурентами, абсолютно не отреагировав на его тоталитарные действия.
Автор: Олег Ланданов
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.