Еврокомиссия в который раз обратилась к властям Молдовы с требованием усилить борьбу с коррупцией и быстрее завершить расследование в отношении банков, из которых, как отмечали ранее молдавские органы охраны порядка, за границу, в том числе в Россию, перечислили 1 млрд. долларов. Об этом накануне в Кишиневе говорил представитель ЕС в Молдове Пиркка Тапиола. Перед этим законодательное собрание страны рассмотрело ситуацию и решило запретить акционерам и клиентам предъявлять претензии к банкам, фигурирующим в скандале. Депутаты от Партии социалистов направили протест в Конституционный суд.
Доклад Еврокомиссии по Молдове презентовал вчера в ходе пресс-конференции руководитель делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола. Он заявил, что республика должна продолжать преобразования в судебной системе, сделать систему корпоративного управления более эффективной, увеличить прозрачность в банковской сфере и заняться изменением основного закона.
Ранее Пиркка Тапиола отмечал, что молдавскому правительству следует как можно скорее заняться проблемами в банковском секторе, где были выявлены миллиардные хищения.
Как сообщал уже «Биржевой лидер», из Banca de Economii (BEM), Banca Sociala и Unibank был похищен 1 млрд. долларов. В указанных финучреждениях сберегались пенсионные средства, а также вклады многих клиентов. До обнаружения факта хищения эти банки имели высокую репутацию. Центробанк Молдовы (НБМ) еще осенью прошлого года предупредил руководство страны о сомнительных сделках, которые проводились группой BEM, ассоциируемой с известным бизнесменом, супругом певицы Жасмин Иланом Шором. Сегодня он является подозреваемым в уголовном деле, заведенном по факту мошенничества. Два его помощника содержатся под стражей.
История о банках получила широкую огласку не только в Молдове, но и за рубежом. Завершить расследование и примерно покарать виновных – репутационный вопрос для страны, которая желает войти в Европейский Союз. Положить его под сукно молдавские следственные органы не могут – Европа подгоняет с расследованием. И Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) активно ведет дознание. Однако в парламенте было принято решение не публиковать результаты следствия. Партия социалистов (ПСРМ) обратилась в Конституционный суд, чтобы опротестовать решение народных избранников о проведении заседания парламента, на котором планировалось рассмотреть доклад комиссии по итогам расследования, в закрытом формате. Глава ПСРМ Игорь Додон заявил, что такое решение противоречит положению Основного Закона, предполагающему транспарентность, в вопросах высокой значимости. Политик указал, что целью закрытого заседания было утаить истину и не допустить огласки информации и имен людей, похитивших средства из банков.
Глава Либеральной партии, экс-президент Михай Гимпу во время выступления на телеканале TV 7 заявил, что к краже в Banca de Economii причастны отдельные высокопоставленные политики. Он отмечает, что подозреваемый Илан Шор был не в состоянии без сторонней помощи совершить кражу такого размера. Несомненно, у него были сообщники, которые покрывают его преступление. Об этом свидетельствует то, что Шор даже не был ограничен в праве покинуть пределы страны.
Европа требует правосудия.
Гимпу также сказал, что еще одним свидетельством участия высокопоставленных чиновников в кражах в ВЕМ может быть отсутствие реакции со стороны органов охраны правопорядка. Нацбанк проинформировал о неурядицах в ВЕМ и банковской системе парламент, прокуратуру, Высший совет безопасности, НЦБК, Службу информации и безопасности, однако никаких действий предпринято не было. Вероятно, указанным учреждениям было приказано не вмешиваться. А НБМ не имеет полномочий расследовать уголовное преступление, как отметил председатель ЛП.
Отчет парламентской комиссии по результатам расследования банковско-финансовой ситуации в трех финучреждениях, которые заключали мошеннические сделки, – BEM, Banca Sociala и Unibank - был зачитан на пленарном заседании в секретном режиме. Однако, согласно обнародованному СМИ документу, в BEM, Banca Sociala и Unibank была выявлены факты халатности и некомпетентности руководства. Менеджеры банков якобы принимали участие в подозрительных операциях, допуская нарушение закона. Доклад комиссии подтверждает факт перевода средств осенью прошлого года на сумму примерно 21,2 млрд. долларов, в четыре банка, в числе которых Banca Sociala, и три российских финучреждения – Альфа-Банк, АКБ «ИНТЕРПРОМБАНК» и Газпромбанк. Как указывается в докладе, деньги были переданы безвозмездно. Параллельно BEM взял кредиты у трех банков Республики Молдова под 3% годовых. ВЕМ предоставил займы четырем организациям в размере 12 млрд. леев, указав, что эти кредиты будто бы обеспечены депозитами, находящимися в российских банках. Согласие на предоставление этих средств было получено от административного совета банка, которым руководил Илан Шор.
Как известно, в Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala, подконтрольных Илану Шору, Нацбанк ввел особые администрации осенью минувшего года, проинформировав компетентные органы, что в упомянутых финучреждениях проводятся подозрительные сделки, угрожающие им банкротством.