Как стало известно, в ходе расследования похищения миллиарда долларов из молдавской банковской системы всплывают не только новые соучастники, но и очевидцы. Однако последние стали в последнее время пропадать либо умирать при очень странных обстоятельствах. При этом Ион Бурмалай, член комиссии законодательного органа Молдовы, ведающей вопросами безопасности, покончил с собой после того, как пообещал назвать, кто именно крал деньги. В случайность смерти господина Бурмалая не верит, в частности, бывший представитель руководства Вanca Sociala Сергей Сагайдак.
В числе прочего о подозрительных смертях некоторых членов следственной комиссии также поведал и Михаил Гофман, в прошлом трудившийся в антикоррупционном национальном центре. Представитель руководства вышеназванного центра, Богдан Зумбряну отметил, что господин Гофман в обязательном порядке будет приглашен для дачи показаний в прокуратуру. Владимир Цуркан, член молдавского парламента указал, что народные избранники намерены в ближайшем будущем призвать генпрокурора с тем, чтобы тот доложил о прогрессе в расследовании резонансной кражи.
В числе прочего господин Зумбряну отметил, что допрос Гофмана будет проводиться в прокуратуре в связи с тем, что последний направил в антикоррупционный центр послание, в котором выказал готовность дать показания. Из центра ему отправили приглашение, в котором фигурировал, в частности, и номер чиновника, занимающегося следствием. Однако реакции со стороны Гофмана так и не последовало. В то же время в Генеральной прокуратуре заявили, что намерены и так побеседовать с господином Гофманом. Указанные организации в равной степени вовлечены в борьбу с коррупцией, отмечает Зумбряну. По его словам, на первом этапе следствие проводилось служащими антикоррупционного центра. В настоящее время организация занята сбором доказательств. Впоследствии решать, передавать материалы в суд или нет, будут представители надзорного ведомства. Именно по этой причине прокурорские и намерены побеседовать с господином Гофманом, предположил чиновник.
Со своей стороны, Зумбряну указал, что перед публикацией имеющихся в его распоряжении данных Гофман должен был сначала передать их органам охраны правопорядка.
В отношении господина Сагайдака Зумбряну отметил, что последний так и не пожелал встретиться с представителями следственных органов ни перед публикацией своего заявления, ни после. Чиновник, впрочем, допустил, что обнародование данных произошло из-за того, что Сагайдак таким образом пытается обеспечить себе безопасность.
В то же время расследование обстоятельств похищения миллиарда из молдавских банков приобретает все более ярко выраженную окраску боевика.
За некоторое время до того Михаил Гофман заявил перед СМИ, что некоторые члены секретной комиссии, расследовавшей обстоятельства кражи, были отстранены от должностей или погибли при очень подозрительных обстоятельствах. При этом он рассказал о бывшем сотруднике одного из банков, который обратился к нему за помощью в связи с тем, что его пытались запугать, преследуют и оказывают давление. Все это случилось с ним после того, как он начал проявлять определенный интерес к подозрительной активности, происходившей в его финучреждении. Согласно материалу, обнародованному в местном издании «Панорама», имеется в виду Сергей Сагайдак, в прошлом работавший в Banca Sociala, в департаменте, противодействующем легализации незаконных доходов. Последний обнародовал данные о том, что именно происходило в его организации в тот период, когда были выведены деньги. По его словам, на него неоднократно устраивались покушения. Первое случилось немедленно после того, как он подал заявление об увольнении. По словам Сагайдака, на его многочисленные заявления в органах охраны правопорядка не обращают внимания.
Аресты в будущем продолжатся.
Также господин Сагайдак отмечает, он сильно сомневается в том, что Михаил Бологан, состоявший в комиссии, тайно расследующей преступление, отнюдь не случайно погиб под колесами автомобиля. Кроме того, он усомнился в самоубийстве Иона Бутмалая, депутата парламента. Оба этих деятеля имели доступ к закрытой информации и знали довольно много о преступлении, полагает Сагайдак. Он также напомнил, что полиция сочла смертельный случай с инкассатором, который охранял документы банков во время их перевозки, сгоревшим вместе с ними в фургоне, суицидом. Он отметил, что это довольно-таки оригинальный способ покончить с собой.
Член законодательного собрания Молдовы, в прошлом занимавший пост главы Министерства внутренних дел, Владимир Цуркан поведал, что, судя по всему, выступление с громкими заявлениями Гофман и Сагайдак предприняли лишь после того, как суд признал бывшего главу правительства республики Владимира Филата виновным и отправил его за решетку на 9 лет. После заявлений вышеназванных деятелей парламент намерен потребовать от прокуратуры доложить о ходе расследования, которое тянется уже не один год.
Как известно, Филата арестовали в середине прошлой осени. Обвинение базировалось на показаниях крупного предпринимателя Илана Шора, который явился с повинной. Благодаря свидетельствам Шора, Филата удалось обвинить в мздоимстве. Бывший премьер-министр только от Шора получил четверть миллиарда долларов в качестве «благодарности» за покровительство.