О дальнейшей судьбе непризнанных республик красноречиво свидетельствует ситуация, сложившаяся вокруг Приднестровья. В период развала СССР Россия, как известно, создала там русскоязычный анклав. Была довольно непродолжительная война, но затем все успокоилось, и так называемая ПМР зажила своей жизнью на границах между Молдовой и Украиной под охраной российских вооруженных сил. Сегодня в РФ крепко призадумались, на что потратили деньги, силы и примерно четверть столетия, сообщает «Деловая столица».
Шесть миллиардов за мнимую независимость.
История попала на страницы мировых СМИ после недавней встречи президента Молдовы Игоря Додона и руководителя «Газпрома» Алексея Миллера. О чем говорили? Конечно же, о долгах за газ, которые якобы возникли у Молдовы за поставленное топливо на территорию Приднестровья.
История эта весьма поучительна, так как у России среди новоявленных сателлитов по всей территории бывшего СССР есть еще несколько непризнанных республик на содержании. Мы не будем считать, во что обходится РФ военная помощь, так называемая гуманитарная составляющая (на примере ДНР-ЛНР видно, что без внешних вливаний денег нет и кушать нечего). Все эти вопросы должны бы задать своему правительству граждане самой России. Остановимся на самом «вкусном» - на газовых долгах, которыми «Газпром» давно научился шантажировать зависимые от поставок страны.
На встрече Додона и Миллера прозвучали цифры. Молдова сама по себе, оказывается, должна сегодня «Газпрому» 500 млн. долларов. Она и не отрицает. Мол, сумма небольшая – отдадим. Но вопрос возник вокруг долга Приднестровья, которое (о ужас!) задолжало 6 млрд. долларов за потребленный российский газ.
Молдавские власти могли бы посмеяться над московским гостем, переспросив, кому это они все эти годы газ поставляли, по каким договорам и под какие гарантии? Но нет! Игорь Додон пообещал Миллеру, что его страна заплатит и эти шесть миллиардов, но только в том случае, если Приднестровье полностью вернется под контроль государства Молдова.
Теперь у светоча российской экономики появился весьма простой выбор: либо продолжать поставки газа в непризнанную ПНР без надежды получать оттуда хоть какую-то оплату, либо сходить в Кремль и попросить Путина вернуть Приднестровье законному владельцу, чтобы уладить проблему с долгами. Надо сказать, что второй вариант для Москвы более предпочтителен, поскольку финансовое состояние «Газпрома», мягко говоря, не очень. А если рухнет монополист, последствия для экономики РФ могут оказаться непредсказуемо фатальными.
Вероятно, вы подумали, что Молдове представился шанс выкупить некогда оккупированную территорию? Ошибаетесь. Скорее всего, за возврат Приднестровья Молдова не заплатит ни копейки.
Скажи мне, что такое ПМР, и я скажу, кто кому и сколько должен.
Некоторые обстоятельства переговоров можно оставить за скобками. Например, то, что по Конституции Молдовы президент не имеет права заключать международные договоры, так что переговоры Додона с Миллером можно назвать разве что предварительными консультациями. В случае если процесс пойдет в заданном направлении, все вопросы будут рассматриваться в парламенте и правительстве, где протолкнуть самые выгодные для России условия вряд ли удастся.
Впрочем, где она – российская выгода? Газ в Приднестровье давным-давно поставлен и сожжен в котлах. Будь это часть Молдовы, давно получили бы за него деньги. А так «Газпрому» приходится идти и договариваться, рассчитывая, что когда-нибудь ему что-то вернут. Но кто будет возвращать?
Эксперты говорят о нескольких возможных сценариях. По одному из них самопровозглашенные власти ПМР предоставляют согласованные с «Газпромом» документы, согласно которым они получили льготы по оплате за российский газ и на самом деле, ничего не должны. Если что-то подобное появится на свет, шестимиллиардный долг придется списать. Если нет, окажется, что власти Приднестровья просто прикарманили деньги, собранные с населения и предприятий за поставки российского газа. Но тогда их придется объявить ворами и посадить в тюрьму. Политические потери Кремля, которому придется смириться с тем, что защитники русского мира – обычные расхитители, переоценить трудно. Да и как станут чувствовать себя лидеры остальных самозванных республик? Не разбегутся ли от греха подальше?
Однако представим себе, что Москва признает руководство ПМР отработанным материалом и согласится повесить на него уголовное преступление. Тогда получится, что 6 млрд. долларов перед «Газпромом» вынужден будет взять на себя «Молдовагаз». А этот местный монополист, оказывается, наполовину уже принадлежит самому «Газпрому». То есть как минимум половину долга Россия получит от себя самой. А остальные?
Почти треть «Молдовагаз», как ни странно, находится в собственности приднестровской компании, контролируемой ПМР. Денег там, конечно же, нет. Зато есть собственность, которую в случае возврата Приднестровья Молдова берет под свой контроль. Уже на этом этапе становится понятно, что все поставки газа в ПНР Россия осуществляла за возможность контролировать небольшой участок трубы.
Но даже если вопрос об оплате действительно станет ребром, «Молдовагаз» сможет объявить себя банкротом и расплатиться с «Газпромом» оставшейся частью собственности. Вот только утешение для России окажется не самым лучшим. Уже построен новый газопровод из Румынии в Молдову, по которому можно поставлять газ из США, Саудовской Аравии и т. д. Учитывая небольшие размеры страны, можно сказать, что трубу из России следует воспринимать всего лишь как металлолом, выступающий в качестве финансовой гарантии.