Бегство Евгения Шевчука, экс-главы самопровозглашенной и никем не признанной Приднестровской Молдавской Республики, в Молдову войдет и в учебники истории, и в народные анекдоты, считает известный украинский публицист и журналист Виталий Портников.
В статье, размещенной на страницах сайта Левый берег, Портников подчеркивает, что история Шевчука – это не история борьбы с коррупцией (именно по этому поводу Следком ПМР открыл сразу 5 уголовных дел против экс-президента), потому что с его исчезновением взяточничества и чиновничьей продажности в Тирасполе меньше не стало – Приднестровьем по-прежнему правят криминальные кланы, контролируемые Москвой. История Шевчука – это поучительная история о том, как Кремль не прощает своим марионеткам «самодеятельности».
Еще никогда ставленник Кремля из фейковых «народных республик» не сбегал к тем, против кого бороться его и поставила Москва. Это войдет в историю.
А в анекдоты ночную эмиграцию Шевчука – на лодке через Днестр – народ впишет потому, что уж больно это напоминает попытку пересечения румынской границы великим комбинатором Остапом Бендером. Правда, пограничники Молдовы повели себя более благодушно, чем в романе «12 стульев». И, уверены, Шевчуку не придется по примеру турецкоподданного переквалифицироваться в управдомы.
Шевчук не был креатурой Москвы. На президентских выборах в 2011 году Москва делала ставку на спикера парламента ПМР Анатолия Каминского. Но Шевчук, в то время рядовой депутат парламента, неожиданно разгромил ставленника Кремля, получив во втором туре выборов 73 процента голосов.
Несмотря на того, что с самого начала и до последнего конца президент Шевчук был полностью пророссийским, Кремль так и не простил самозванца: «Тот, кто идет против воли “барина”, должен быть прилюдно выпорот на конюшне». Это показательный урок на будущее для всех московских марионеток.
Выпороть самозванца поручили новому ставленнику Кремля – нынешнему президенту ПМР Вадиму Красносельскому. Тому, который при Шевчуке возглавлял МВД, то есть априори покрывал своего босса в его коррупционных схемах. Но тот сплоховал: не рассчитал, что Шевчук пойдет на такой отчаянный шаг, как бегство к заклятому врагу «русского мира» -- Молдове, пусть и временно, возглавляемому пророссийским же президентом Додоном.
Любые попытки народов временно оккупированных территорий проявить самостоятельность Кремль пресекает на корню. Так было в Абхазии, когда местный электорат не захотел голосовать за креатуру России чекиста Хаджимбу, а выбрал президентом Сергея Багапшу. В ответ Абхазия получила и политический кризис, и экономическую блокаду. И таки добилась своего – Хаджимба таки возглавил Абхазию.
Аналогичный сценарий Москва разыграла и в Южной Осетии, где креатуре Кремля Бибилову народ предпочел Аллу Джиоеву. Через парламент ее отстранили от власти, а Бибилов, пусть и с отсрочкой в 6 лет, таки занял кресло президента Южной Осетии.
«Даже те, кто самим своим существованием должны доказывать привлекательность “русского мира”, могут только сидеть и бояться. Владимира Путина так научили», – резюмировал Виталий Портников.