Ситуация в Горно-Бадахшанской автономной области снова накаляется. Как и в прошлом месяце, новый виток напряжения был вызван убийством человека. Гражданские волнения были вызваны известием о гибели Имомназара Имомназарова, бывшего полевого командира, до последних дней своей жизни пользовавшегося большим авторитетом среди местного населения.
Сегодня в Хороге (административный центр ГБАО) произошли беспорядки. Люди пытались атаковать городской совет и нарвались на пули. Военнослужащие, чтобы сдержать толпу, открыли огонь в воздух, однако, как сообщают некоторые СМИ, без кровопролития не обошлось – как минимум, несколько человек получили ранения.
На митинг у здания региональной администрации в Хороге 22-го августа, спустя месяц после ввода в ГБАО правительственных войск, собралось несколько тысяч человек. Люди предъявили властям требование, что, если безопасность гражданского населения в регионе не будет обеспечена, и убийства продолжатся, они снова возьмутся за оружие, и тогда крови будет пролито гораздо больше. Страсти накалялись и в административное здание полетели камни и другие предметы. Солдаты начали стрелять в воздух, пытаясь усмирить людей, попытавшихся штурмовать здание администрации.
Имомназар Имомназаров, которого называли неофициальным лидером Хорога, погиб сегодня ночью в собственном доме. Ранее сообщалось, что бывший полевой командир был убит в перестрелке, но согласно новым сведениям, смерть Имомназарова наступила в результате взрыва в его доме. Такую информацию, согласно данным источника в правоохранительных органах Таджикистана, приводит РИА Новости.
Взрыв в доме Имомназара Имомназарова прогремел около трех часов ночи по местному времени. При взрыве тяжкие ранения получил и младший брат погибшего. В настоящий момент эксперты исследуют место происшествия, пытаясь установить тип и мощность взрывного устройства. Среди версий гибели Имомназарова называются суицид и разборки на криминальной почве.
В конце прошлого месяца Горно-Бадахшанская АО Таджикистана превратилась в локальную «горячую точку». В регионе начались беспорядки, когда власти страны отправили в автономный регион войска. В течение нескольких суток происходили кровопролитные бои, но стороны противостояния нашли в себе силы договориться о мире.
Власти республики объяснили ввод войск в Горный Бадахшан необходимостью ликвидации незаконных вооруженных формирований, обвинив их в убийстве высокопоставленного генерала.
Эксперты издания «Биржевой лидер» в своей статье «Таджикистан в огне …» отмечали, что ситуация в ГБАО требует весьма деликатного подхода, поскольку в любой момент неосторожными действия власти может выйти из-под контроля. Горный Бадахшан – это не просто автономный регион Таджикистана, это почти половина всей страны. Площадь ГБАО составляет 45 процентов от площади Таджикистана. Кроме того, население Горного Бадахшана позиционирует себя в национальном плане не как таджики, а как памирцы. Согласно последним данным, в ГБАО проживают 94 процента памирцев и 5,8 процентов киргизов, т.е., как видим, таджиков в ГБАО практически нет вообще.
В 1992-м году Горный Бадахшан уже хотел разорвать отношения с Таджикистаном и объявить о своей фактической независимости. Однако тогда власти Таджикистана смогли взять ситуацию под свой контроль и упразднили решение местных властей об учреждении АРБ (Автономная Республика Бадахшан).
Эксперты предупреждают, любое неосторожное действие таджикских властей и идеи о «разводе» с Душанбе в автономной области вспыхнут с новой силой. К таким «неосторожным действиям» эксперты относят и ввод правительственных войск в регион. Не случайно в прошлом месяце власти постарались максимально быстро завершить военную операцию, чтобы не раздражать местное население и не удобрять почву для всхода сепаратистских идей.
Неформальные лидеры автономного региона, к которым причисляли и погибшего сегодня Имомназара Имомназарова, говорят об отсутствии стабильности и сильной центральной власти в Таджикистане, считая, что в стране нет легитимного правительства. Действующая власть такими шагами, как ввод в автономный регион войск, провоцирует государство на раскол. Если такая политика в отношении ГБАО будет продолжаться и далее, конфликт может приобрести более масштабные формы.