Еще в 2011 году занимавший тогда пост президента России Дмитрий Медведев анонсировал подписание соглашения о пролонгации базирования в Таджикистане 201-й военной базы, являющейся крупнейшим сухопутным войсковым подразделением, расположенным за границей. Однако, подписание в первом квартале минувшего года так и не состоялось, и лишь в ходе прошлогоднего визита «нового старого» главы государства Владимира Путина в октябре, в Душанбе соглашение было подписано. Однако, как выяснилось, с его реализацией у сторон возникли проблемы, которые пока до сих пор не разрешены. В сути проблем разбирались эксперты раздела «Новости Таджикистана» журнала «Биржевой лидер».
Почему заупрямился Душанбе?
Как сообщает издание «КоммерсантЪ», накануне в Таджикистане с официальным визитом побывал руководитель Министерства иностранных дел России Сергей Лавров, который провел переговоры со своим коллегой Хамрохоном Зарифи, по итогам которых собеседники провели пресс-конференцию, пролившую свет на расхождение позиций сторон. Как выяснилось, Таджикистан затягивает с ратификацией октябрьского соглашения, которое предусматривает продление дислокации в Таджикистане российской военной базы на период до 2042 года. При этом, как отметил глава таджикского внешнеполитического ведомства, причиной такой «осторожности» является желание Душанбе добиться определенных преференций, которые были зафиксированы в ходе упомянутого визита В. Путина в виде меморандумов. Речь идет об установлении льготного режима для таджикских мигрантов в России, а также беспошлинной поставки в страну российских нефтепродуктов.
Ранее сообщалось о том, что Россия пообещала продлить сроки пребывания граждан Таджикистана без регистрации до 15 дней, а также разрешить выдачу официальных разрешений на работу на срок 3 года (в данный момент он составляет 3 месяца). Также, Душанбе настаивает на том, чтобы квота на беспошлинную поставку российских нефтепродуктов составляла ежегодно 1 миллион тонн. По словам Х. Зарифи, Россия пока не спешит выполнять обещанное, в связи с чем Таджикистан, со своей стороны, тормозит ратификацию соглашения по военной базе. Москва в то же время акцентирует внимание на том, что сначала должна пройти ратификация, а затем она обязуется выполнить условия упомянутых меморандумов. И у нее на то есть свои причины.
Дело в том, что льготы для гастарбайтеров Россия увязывала с тем, что Таджикистан должен упорядочить процесс отъезда таджиков в Россию путем создания специальных организаций, ибо, на сегодняшний день он происходит, по сути, бесконтрольно. В Душанбе в ответ на это говорят о том, что «сначала надо ввести льготы», а уж затем там займутся миграционным вопросом. Для Таджикистана вопрос трудовой миграции крайне болезненный, ибо, денежные переводы гастарбайтеров из России обеспечивают половину ВВП страны. В отношении беспошлинного экспорта нефтепродуктов Москва отмечает тот факт, что Таджикистан не берет пока на себя обязательства не осуществлять реэкспорт в третьи страны.
«Некрасивая восточная торговля»
Стоит отметить, что проблемы с пролонгацией базирования 201-й военной базы существовали давно. Душанбе ранее выдвигал непомерные, по мнению Москвы, финансовые условия. Как сообщал Главнокомандующий сухопутных войск России Владимир Чиркин, назвавший происходящее «некрасивой восточной торговлей», речь шла о сумме в несколько сотен миллионов долларов ежегодно. Вместе с тем, Россия предлагала военное сотрудничество, выраженное в поставках вооружений для нужд таджикской армии, а также целый ряд других преференций, которые в настоящее время и стали «камнем преткновения».
Как заявил накануне С. Лавров, все принципиальные вопросы между сторонами могут быть улажены уже на протяжении первого квартала текущего года, вместе с тем, источник в российской делегации в интервью «Ъ» отметил, что для Москвы важно синхронизировать два вопроса – ратификацию соглашения Таджикистаном и выполнения условий двух меморандумов. Выгодно это и руководству Таджикистана, ибо Эмомали Рахмону важно заручиться поддержкой Кремля до предстоящих в ноябре президентских выборов.
Автор: Ростислав Белый