За более двадцати лет независимости Туркменистана был принят первый нормативно-правовой акт, регулирующий действующие на территории государства СМИ. В минувшую субботу, 22 декабря, туркестанский парламент Меджлис проголосовал большинством за урегулирование правовых взаимоотношений, которые возникают в результате деятельности разнообразных средств массовой информации.
В данном законе масс-медиа рассматриваются как особый механизм регулировки социально-культурных взаимоотношений между обществом и государством, ввиду этого их деятельность должна реализовываться в контексте соответствия общепринятым правовым и морально-этическим нормам и правилам.
По состоянию на уходящий год, в Туркменистане функционирует 39 печатных периодических изданий, причем большая их часть были учреждены главой государства. Действует в стране и одно информационное агенство "Туркмендовлетхабарлары", которое является государственной информационной службой новостей, есть также семь национальных каналов и пять радиостанций – все они ведут вещание только на государственном туркменском языке.
На этом парламентском заседании Меджлиса были также приняты законы, как передает ИТАР-ТАСС, которые касаются проводимых в стране социально-экономическим реформ, среди них: законы о внесении изменений в законодательства об углеводородных ресурсах, в гражданский и семейный кодифицированные акты и другие, а также долгожданный закон о страховании. Отныне регулируется и деятельность в стране Национального общества Красного Полумесяца.
На минувшем заседании парламентариев прошла и ратификация целого ряда международных документов, в числе которых и рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря, Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, изменения и дополнения, внесенные в статьи Соглашения с Международным валютным фондом .
Ашхабад обещает свободу слова
В своей программной речи президент государства Гурбангулы Бердымухаммедов, выступая перед правительством и Государственным советом безопасности, пообещал, что будет продолжать работать над тем, чтобы в стране соблюдались права и свободы всех ее граждан согласно с Основным Законом Туркменистана. Новоизбранный глава обещал только наращивать укрепление гражданского общества путем проведения всей необходимой работы для последовательного динамического развития всех его институтов, включая обеспечение беспрепятственной эффективной работы и развития масс-медиа страны.
Тем не менее, на данный момент в стране есть множество проблем и о значительных положительных переменах говорить еще очень рано. Так, руководитель «Туркменского Хельсинского Фонда» Таджигуль Бегмедовой в интервью радио «Озоди» заметил, что пока даже нельзя говорить о налаживании диалога между туркменскими чиновниками и правозащитниками, а также независимыми СМИ, однако работа над этим, во всяком случае, со стороны фонда идет.
Претензии правозащитников
«Туркменский Хельсинский фонд», который не имеет возможности фукнционировать в Туркменистане открыто из-за гонений со стороны властей, констатирует в своих отчетах, что на данный момент четвертая ветвь власти, хоть и имеет свое место в Конституции, безусловного права не имеет, а большая часть учрежденных государственных СМИ действуют исключительно в интересах провластной верхушки. Они используются как инструмент идеологической пропаганды, при этом не имея ни малейшей творческой или другой свободы. Правозащитники с грустью констатируют, что в стране со времен коммунистического строя перемен в деятельности масс-медиа в стране не произошло, более того – последние двадцать лет принесли целенаправленную государственную политику полного подчинения этой четвертой ветки власти интересам построения тоталитарного государства на просторах Туркменистана.
По данным американской неправительственной организации Freedom House, которая опубликовала свой ежегодный международный рейтинг свободы прессы, уровень свободы прессы в Туркменистане заслуживает одно из последних мест, в числе таких стран, как Иран, Беларусь, и Узбекистан. На самом последнем 197-м месте в этом рейтинге значится Северная Корея.
Правозащитные мировые организации систематически критикуют политику, проводимую официальным Ашхабадом. Их мнение разделяют многочисленные международные институты, миссии и фонды за нарушения в сфере прав человека, а также дискриминации по религиозному принципу. Чаще всего приковывается взгляд мировой общественности к пыткам в туркменских тюрьмах и преследованиям журналистов.
Автор: Екатерина Кравчук-Рудомёткина