Вопросы сотрудничества России и Туркменистана, а также ситуация в Афганистане будут обсуждаться в ходе переговоров туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова с главой МИД России Сергеем Лавровым. Российский министр посетит Ашхабад 27–28 января. «Кремль рассматривает Туркменистан в качестве стратегического партнера», - сказала журналистам в преддверии визита Мария Захарова официальный представитель МИД РФ. Однако, по мнению аналитиков, переговоры необходимы, поскольку между двумя государствами растет непонимание.
«В Российской Федерации высоко ценят взаимодействие с Ашхабадом в разных сферах, а также рассматривают нейтральный Туркменистан как стратегического партнера. Визит главы МИД послужит дальнейшему укреплению стратегического партнерства между странами», - сказала Мария Захарова. Во время переговоров с президентом Туркменистана предметное внимание, согласно словам официального представителя российского МИДа, будет уделено обстановке в Центральной Азии с учетом ситуации в Афганистане. Будут ли обсуждаться болезненные энергетические вопросы, Захарова не сказала.
«Газовый вопрос», касающийся этих двух государств зашел в тупик. В начале текущего года российская компания «Газпром» в одностороннем порядке разорвала 25-летний договор на закупку туркменского «голубого топлива». Причина, как объяснили в «Газпроме», «в неконструктивной позиции Туркменистана в вопросе уменьшении цены на газ». Но в Ашхабаде придерживаются другой позиции.
«Туркменское руководство оценивает российско-туркменские отношения как ухудшающиеся. Углубляется непонимание и шанса на нормализацию в ближайшее время не наблюдается», - пояснил Андрей Медведев, исполнительный директор АНО «ЦПТ «ПолитКонтакт». Согласно мнению Ашхабада, в апреле 2009-го Россия, перекрыв задвижку без предупреждения, спровоцировала аварию на участке газопровода Средняя Азия - Центр. Также, по мнению туркменской стороны, российская компания не выполнила целый ряд обязательств, которые закреплены в межправительственных соглашениях по строительству Прикаспийского газопровода и модернизации части газотранспортной сети между Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
Безвыходное положение.
Согласно мнению Медведева, противоречия в энергосфере «неминуемо приведут к длительному охлаждению в отношениях двух государств», тем более что российская монополия более не заинтересована в партнерстве с Туркменистаном из-за огромного профицита «голубого топлива» на внутреннем рынке.
В свою очередь, эксперт Александр Князев отмечает, что «сейчас Москву гораздо больше, чем газовый вопрос, волнует направление этой страны с точки зрения безопасности, так как лишь на этом направлении есть вероятность прямого переноса нестабильности из Афганистана». «Недавние переговоры между Америкой и Туркменистаном на тему обеспечения безопасности туркменско-афганской границы застопорились. Следует отметить, что одним из вопросов данной повестки было размещение ВВС США на аэродроме «Мары-2» в Туркменистане. И это сильно волнует Кремль», - полагает Александр Князев. Также он напоминает, что год назад президент Туркменистана отказался от помощи в сфере безопасности, предложенной Кремлем.
«Тогда переговоры вел Сергей Лавров. Однако ситуация изменилась. У Ашхабада надежды на американцев нет. Газовый вопрос может стать только некой разменной монетой, если туркменские власти все-таки согласятся принять в какой-то форме помощь России в обеспечении безопасности, даже несмотря на то, что раньше обещали и Вашингтону, и Ташкенту, не привлекать РФ к решению данной проблемы. Положение у туркменского руководства практически безвыходное еще и по той причине, что сейчас появились серьезные признаки внутренней нестабильности. К примеру, неспокойно в Марыйском вилаяте. Туда из афганского Герата нелегально идет оружие», - отмечает Князев.
«Считается, что Туркменистану постоянно что-то угрожает с афганской стороны и он уже вот-вот должен обратиться к россиянам за помощью. После начала российской кампании на сирийской территории ситуация выглядит совершенно иначе. Не Туркменистан зависит в этом вопросе от РФ, а РФ от Туркменистана. В мусульманском мире РФ нажила себе врагов. И теперь дальние подступы превращаются в ближние», - подчеркивает Шохрат Кадыров, научный сотрудник Института востоковедения РАН.
По мнению Медедева, у Туркменистана нет мотивации усугублять непонимание с РФ. Более того, есть объективная необходимость нормализации взаимоотношений. Этому, полагает Медведев, способствуют некоторые факторы. В частности фактор Ирана. В прошлом году Тегеран задолжал Туркменистану за газ около одного миллиарда долларов и не готов заплатить «живыми деньгами». Тегеран предложил расплатиться товарами собственного производства. Объем поставок туркменского газа Ирану ежегодно является предметом торга.
Также важен фактор США. Президент Туркменистана продолжает оставаться под американским давлением из-за необходимости изменения законодательства Туркменистана в части, касающейся доступа зарубежных компаний к сухопутным месторождениям страны. Еще один фактор - фактор Европы. Проект Транскаспийского газопровода, инициированный Брюсселем, остается информационным пузырем. Ашхабад понимает, что в случае полной отмены санкций против Ирана этот вопрос лишается смысла.
«Перечисленные обстоятельства заставляют туркменского лидера заявлять, что в ближайшей перспективе следует ориентироваться на глубокую переработку «голубого топлива» внутри государства и необходимость его зарезервировать на будущее», - отмечает Медведев. По мнению эксперта, зашедшие в тупик противоречия между Туркменистаном и РФ не будут разрешены в ближайшем времени, если только российское руководство не примет политрешения и не возобновит закупки порядка 20 миллиардов кубометров туркменского газа ежегодно. При этом по цене, которую ставит Ашхабад, то есть фактически в ущерб себе.
Автор: Екатерина Кравец