Туркменистан отказался от предложенной Российской Федерацией помощи в борьбе с исламистами. В Ашхабаде заявляют, что сами могут надежно закрыть границу с Афганистаном. Более детально об отказе Туркменистана от российской помощи в борьбе с исламизмом узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Власти Туркменистана объявили в стране дополнительную мобилизацию рядовых и офицеров запаса – мобилизованных резервистов перебрасывают на территорию Марыйского велаята (области), на госграницу с Афганистаном, поскольку в последнее время ситуация на туркмено-афганской границе существенно усложнилась. Одновременно с этим официальный Ашхабад отказывается от помощи в борьбе с исламистами, предложенной Российской Федерацией, и заявляет, что способен самостоятельно надежно закрыть государственную границу.
Напомним, что на состоявшейся на минувшей неделе в столице Туркменистана встрече туркменского лидера с главой российской дипломатии Сергеем Лавровым обсуждались вопросы безопасности как Центральной Азии в целом, так и данной азиатской страны в частности. Стоит отметить, что в настоящее время в системе безопасности Евразии наиболее слабым звеном является как раз Туркменистан – по словам экспертов, решение проблем, связанных с безопасностью границы с Афганистаном, при помощи резервистов является весьма сомнительной затеей, учитывая нынешние региональные реалии.
Напомним, что в Туркменистане всеобщая мобилизация рядовых, сержантов и офицеров была объявлена в январе прошлого года, а в нынешнем году власти страны приняли решение продолжить данную практику. По информации интернет-ресурса "Альтернативные новости Туркменистана", всеобщая мобилизация касается всех туркменских резервистов, но чаще всего повестки вручаются бывшим связистам, пограничникам, мотострелкам, артиллеристам, танкистам, а также лицам, ранее служившим в частях ПВО и ВВС.
При этом, как уже говорилось выше, власти страны отказываются от помощи, предложенной Москвой. Сергей Лавров в ходе организованного для журналистов брифинга заявил, отвечая на вопрос о том, сможет ли РФ помочь Туркменистану в укреплении границы с Афганистаном, что помощь оказывается только в тех случаях, когда в ней возникает необходимость. Российский министр отметил, что Россия была проинформирована о мерах, предпринимаемых туркменским руководством с целью обеспечения государственной границы современными технологическими средствами с целью укрепления безопасности. При этом Лавров подчеркнул, что если в данном вопросе потребуется помощь Российской Федерации, то российская сторона будет заинтересована в предоставлении этой помощи.
Туркменистан не обратится к России за помощью сразу по нескольким причинам – Кадыров.
Между тем Шохрат Кадыров, являющийся ведущим научным сотрудником Центра изучения общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН, утверждает, что Туркменистан не обратится к России за помощью сразу по нескольким причинам. "Во-первых, - объяснил эксперт, - такое обращение станет нарушением принципов суверенитета страны". Помимо этого, туркменское руководство в настоящее время считает, что оно сможет справиться с охраной государственной границы самостоятельно.
В-третьих, появление на территории страны российских военнослужащих может одновременно вызвать раздражение местного населения и стать свидетельством беспомощности в данном вопросе руководства Туркменистана. В-четвертых, Ашхабад, по словам эксперта, сегодня очень боится потерять даже мизерную часть своего суверенитета, а такую угрозу как раз и несет в себе появление на территории страны военнослужащих другого государства. Есть еще один очень важный момент – речь идет о до сих пор не устраненных противоречиях между Москвой и Ашхабадом, из-за которых Туркменистан считает себя ущемленной стороной из-за отказа компании "Газпром" закупать туркменский газ в рамках заключенного на 25-летний период соглашения.
Политолог Аркадий Дубнов, являющийся экспертом по центральноазиатскому региону, придерживается аналогичной точки зрения. По его словам, отношения между Туркменистаном и Российской Федерацией определялись двумя факторами так называемой "мягкой силы" – это соглашение относительно двойного гражданства, срок действия которого истек в позапрошлом году, и экономическое сотрудничество между двумя странами, основной составляющей которого была покупка РФ туркменского газа, прекращенная в январе этого года. Отсутствие сегодня данных факторов обернулось потерей влияния Москвы на Ашхабад.
Если же говорить о влиянии на Туркменистан жесткой силы Российской Федерации, до здесь, как отметил Дубнов, страх туркменского руководства перед ее применением вполне очевиден. По его словам, это стало ясно после 2008 года, после военного конфликта между РФ и Грузией. Новое руководство Туркменистана было тогда напугано аргументами, приведенными Москвой относительно необходимости "защитить русскоязычное население", которыми российская сторона публично объясняла конфликт с Грузией, а после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе эти страхи усилились и разрастанием конфликта между Российской Федерацией и Турцией.