В первых числах текущего месяца президент Туркмении Гурбангула Бердымухамедов выступил с заявлением весьма противоречивого характера. Как отмечают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle, сперва речь шла о том, что в стране жизненный уровень населения уже находится на столь высокой отметке, что как раз пришла пора для отмены льгот, которые были предоставлены в течение первых лет независимости страны и в настоящее время являются помехой для развития рыночной экономики. А потом Бердымухамедов сказал, что развитие туркменской экономики находится на высоком уровне, в связи с чем в государственной казне достаточно денег как для бюджета, так и для так называемых коммунальных льгот.
Стоит отметить, что льготы эти в далеком 1993 году ввел еще первый президент Сапармурат Ниязов. И иного лет за пределами Туркмении их все воспринимали в качестве явного свидетельства неоспоримого благополучия ее населения. «Льготы Ниязов придумал не сам, а перенял у руководителей стран арабского мира. Сперва бесплатными оказались газ, электрическая энергия и вода. Затем к этому была добавлена поваренная соль. Спустя некоторое время снизилась стоимость авиационных перелетов для туркменских граждан – им приходилось платить за билеты во много раз меньше по сравнению с иностранцами», - рассказал изгнанный глава Республиканской партии Туркмении Нурмухаммед Ханамов.
Какие цели преследует «социальный рай».
Введя льготы, Ниязов ставил перед собой сразу две цели. Прежде всего он хотел стать популярным среди своих сограждан, чтобы без никаких препятствий добиться осуществления своей давней мечты – возглавить одновременно и государство, и правительство, а уже потом, через создание нового органа Халк маслахаты, - и практически главой парламента. Кроме того, Ниязов подобным методом повысил свой рейтинг среди зарубежных политиков в качестве руководителя, которому совершенно небезразлична судьба народа, чтобы его как можно меньше критиковали.
По утверждению Ханамова, даже сейчас среди европейских политиков бытует мнение, что благодаря этим льготам Туркмения стала «социальным раем». «Им неизвестно, льготы полагались исключительно до тех пор, пока пользователь достигнет некоторого лимита. А в случае превышения этого лимита человеку приходится нередко платить намного больше, чем если бы был установлен средний тариф. Водных и газовых счетчиков на протяжение первых лет после распада СССР ни у кого не было. При установке лимита принимался во внимание определенный условный доход. Для большой семьи льготы на каждого после суммирования давали выгоду, а для семьи, к примеру, из трех человек, – наоборот», - отметил Ханамов.
Отсутствие лимитов.
Эксперт также вспомнил, что с водой ситуация была похожей. «Ситуация стала более упрощенной в Ашхабаде на протяжении второй половины девяностых годов минувшего столетия, когда были установлены счетчики на расход газа и воды. Но я помню, что когда я с 1994 по 2001 годы работал послом в Турции и подолгу не был в Ашхабаде - там за моим домом присматривала одна моя родственница - расход воды, газа, электричества был минимальный. Но каждый раз, когда я приезжал из командировки, мне приходилось оплачивать счета по полной программе», - поделился воспоминаниями туркменский оппозиционер.
«Однако в 2006 году Ниязовым был подписан новый указ, предусматривающий безвозмездное предоставлении гражданам воды, электроэнергии, природного газа и поваренной соли до 2030 года, и ни о каких ограничениях в нем никто не говорил», -дополняет глава правозащитной организации «Туркменская инициатива по правам человека» (ТИПЧ) Фарид Тухбатуллин.
Уже 15 февраля 2007 года, спустя некоторое время после смерти Туркменбаши, новый президент страны Гурбангулы Бердымухамедов уверенно заявил, что в период его президентства все льготы будут сохранены. «Однако сейчас экономическая ситуация до того печальна, что на продолжение этой политики в казне государства отсутствуют средства. Еще в прошлом году стали устанавливать повсеместно счетчики, стали опять говорить о лимитах, а потом - об отмене льгот», - отмечает правозащитник.
«Снижение стоимости сырьевых ресурсов привело страну в достаточно тяжелое положение. Но Бердымухамедов не намерен в этом признаваться. Напротив, он заявляет о росте валового внутреннего продукта на примерно шесть процентов. Но с сентября прошлого года власть проводит зондаж на предмет отмены льгот», - отмечает Ханамов. На то время, по его утверждению, впервые от лица одного из аксакалов в ходе Халк маслахаты прозвучало обращение к главе государства, чтобы их отменить.
Впрочем, восьмого числа текущего месяца во время совещания с предпринимателями президент отметил, что благодаря достигнутым экономическим успехам есть шансы на сохранение льгот и социальных программ. «Скорее всего, ему дали понять, что если теперь еще и льготы будут полностью отменены, можно не удержать народ, который и так живет в крайне тяжелых условиях. И он пошел на попятную», - считает представитель оппозиции Туркмении. Очевидно, что отныне отказ от льгот будет происходить постепенно и без лишнего шума.