Новая редакция Конституции Туркменистана, единогласно принятая парламентом, значительно расширяет полномочия главы государства и убирает ряд действовавших ранее ограничений. Более детально о новой редакции Конституции Туркменистана, расширяющей полномочия президента, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Депутаты туркменского парламента единогласно поддержали новую редакцию Конституции, а президент страны Гурбангулы Бердымухамедов подписал соответствующий законопроект, сделав его полноценным законом. В новой редакции Основного закона срок президентских полномочий увеличивается с 5 до 7 лет, а также отменяется действовавшее ранее возрастное ограничение в 70 лет для лиц, баллотирующихся на должность главы государства.
Сам президент Туркменистана, комментируя утверждение новой редакции Конституции, заявил, что это стало новым этапом духовного и социально-экономического развития страны. По его словам, при разработке новой редакции Основного закона был учтен имеющийся международный опыт – новая Конституция была создана на основе всеми признанных норм международного права.
Напомним, что прежняя Конституция Туркменистана была принята осенью 2008 года. Ею был установлен возрастной лимит для кандидатов в президенты страны – претендовать на должность главы государства могло лицо не младше 40 и не старше 70 лет. В новой редакции Основного закона верхняя планка возрастного ограничения отсутствует.
Помимо этого, в новой Конституции ее авторы закрепили положения о необходимости создания в стране условий для развития гражданского общества, о многопартийности, о правах молодежи и ее роли в жизни государства, о необходимости создания условий для развития в Туркменистане общественных объединений. Кроме того, одной из поправок, внесенных в Конституцию, предполагается введение в Туркменистане уполномоченного по правам человека.
В целом новая редакция Основного закона состоит из 8 разделов и 143 статей. От прежней редакции остались только 35 статей, в которые не было внесено никаких изменений. Также в Конституции появилось 28 новых статей, а 80 статей старой редакции Основного закона были дополнены или изменены. Гурбангулы Бердымухамедов еще в 2014 году заявлял о необходимости внесения изменений в Конституцию страны – он утверждал, что Основной закон должен быть приведен в соответствие с современными реалиями социально-экономического и политического развития государства.
В ОБСЕ новая редакция Конституции Туркменистана вызвала опасения за демократию в этой стране.
Между тем эксперты ОБСЕ еще накануне утверждения парламентом новой редакции Конституции Туркменистана дали четко понять, что они довольны конституционной реформой только лишь частично. Эксперты обратили внимание на необходимость закрепления в Основном законе прав детей и прав женщин, пересмотра нормы, запрещающей создавать политические партии по религиозному признаку и пересмотра таких понятий, как "свобода мысли и совести". Недовольны эксперты ОБСЕ также и продлением срока президентских полномочий – они не рекомендовали его продлевать, поскольку такой шаг может отобразиться на балансе власти в целом.
Представители миссии ОБСЕ в Ашхабаде, комментируя новую редакцию Конституции, заявили, что некоторые из внесенных в Основной закон правок заслуживают одобрения. При этом многие из поправок следует дополнить, прояснить, а то и вовсе исключить из Конституции. В комментарии эксперты ОБСЕ также отметили включение в новую редакцию Конституции 30 новых статей – по их мнению, во многих из данных статей присутствуют положительные изменения, однако документ при этом не предусматривает каких-либо фундаментальных реформ в плане разделения властных полномочий и общей институциональной структуры страны.
В ОБСЕ одобрили новые положения Конституции Туркменистана, гарантирующие справедливое судебное разбирательство – в частности, в новой редакции Основного закона отсутствует норма, согласно которой судьи при принятии решения должны руководствоваться "внутренним убеждением", а также вводится такое привычное для всех демократических стран понятие, как презумпция невиновности. Кроме того, гражданам гарантируется право на свободный поиск информации, свободу мысли, а также целый ряд других демократических норм.
Положительно отнеслись в ОБСЕ и к появлению в Туркменистане уполномоченного по правам человека – ранее Конституция страны не предусматривала наличие такой должности. Эксперты рекомендовали уточнить в Основном законе роль нового органа, его полномочия, функции, подотчетность и финансирование – это необходимо для того, чтобы обеспечить его институциональную независимость.
Вместе с тем эксперты ОБСЕ раскритиковали недостаточно подробно прописанные в новой Конституции положения о правах граждан. В частности, особое внимание здесь они обратили на статью 44, запрещающую создание в Туркменистане политических сил, которые посягают на здоровье народа и на его нравственные устои: в ОБСЕ считают, что у термина "нравственные устои" нет четких границ. Рекомендовали они и удалить положения, безоговорочно запрещающие партии по национальному или по религиозному признаку.