Новости Украины. После того, как Россия объявила украинским производителям сыров продовольственную войну и безосновательно игнорирует продукцию молокозаводов, «сырный» менеджмент стал искать новые пути для улучшения финансовых показателей во избежание банкротства.Одним из наиболее логичных выходов было бы сокращение объемов производства. Однако, это крайняя мера. Более мягкий способ – оптимизация. Таково заключение аналитиков отрасли. Однако не всех участников рынка молочной продукции это устраивает. Поэтому, некоторые из них предпринимают попытки «побороться». За объемы, за активы, за потребителя, в конце-концов.
Яркий пример тому – одна из крупнейших украинских молочных корпораций «Милкиленд», которая является дочерним предприятием нидерландской компании холдингового типа группы Milkiland N.V. Решив искать удачу по принципу «хорошо там, где нас нет», руководство заявило о намерении приобрести сыродельный завод за пределами Украины в одной из стран-соседей. Приглянулись «Милкиленду» российские, белорусские и польские мощности. Причем, если в январе преференции отдавались территории РФ, то, после сырных войн, симпатии изменились в сторону Польши. Да и нет в России настолько крупных заводов.
Однако для того, чтобы приобрести завод с необходимой мощностью в 20 тысяч тонн сыра в год в Польше, заявленных компанией 50 мнл евро хватит на оплату только половины стоимости. Главной же причиной, по которой, по мнению председателя Союза молочных предприятий Украины Вадима Чагаровского, пренебрежение наиболее выгодным для компании вариантом – Беларусью – является лишним доказательством того, что заявления о намерении приобрести сырзавод в Польше - не более, чем пиар-ход. С целью набить себе цену на биржах. Причина тому простая: при входе акций компании стоимость Милкиленда оценивалась в 300 млн долларов. Сейчас акции не подымаются выше позиции 17,7 долл, а значит, в данный момент эксперты оценивают активы не выше 170 млн долл. К тому же, в 2011 году показатели доходности компании ухудшились по сравнению с 2010 годом, когда доход составил 258 млн евро с чистой прибылью около 22 млн евро. В целом валовая прибыль за последние три квартала прошлого года снизилась на 21 процент.
Ведь, кроме высокой стоимости производственного комплекса именно в Польше, в копеечку вылетит и сырье, которого за одни сутки потребуется не менее 800 тонн. Возможно, что госконтроль в Беларуси кажется слишком рисковым раз украинские предприниматели номинально готовы заплатить двойную цену. Фактически же, привлекая внимание именно к вышеуказанной местности, по мнению экспертов, происходит простой расчет на то, что это положительно скажется на внутреннем климате в среде владельцев акций. К такому нехитрому выводу можно прийти и еще более простым способом, нежели сопоставлением цен стоимости акций.
Если проанализировать, на какого потребителя будет ориентирован продукт, выпускаемый в Польше – выходит, что для России и Украины – невыгодно по себестоимости, а для Евросоюза – не будет спроса, поскольку страна-производитель не зарекомендовала себя достаточным образом на рынке отрасли.
Далее, вызывает вопрос, зачем переориентировать средства, предназначенные для оптимизации предприятий в Украине, где налажено производство полного цикла по вертикали – от ферм до цехов, приносящее несомненную выгоду за счет насыщения местного рынка, и за счет дешевого сырья? Тем более, что благодаря этому компания за прошедший год в 2 раза увеличила производство молока - до 10,8 тысячи тонн.
К слову, в феврале, когда обычно происходит отел основной массы скотины, молоко традиционно падает в цене до неприличных минимумов: в этом году в Одесской области был зафиксирован рекордно низкий порог закупочной цены у фермеров и населения и равнялся он 1 гривне за литр. Но даже если не учитывать крайности, закупочная цена на молоко в феврале обычно не превышает 2 гривен за литр против декабрьских или ноябрьских цен предыдущего года. При том, что сырья в Украине мало и с каждым годом уровень выработки сокращается (виной тому – отсутствие государственных дотаций на мясомолочную отрасль), содержание собственного поголовья крупного рогатого скота позволяет владельцам не очень переживать по поводу общенациональной ситуации и бедствий частников.
И, напоследок, главный аргумент, говорящий отнюдь не в пользу анонсированной покупки: в начале января синдикат банков, в который входят Royal Bank of Scotland, Uni Credit International и Raiffeissen Bank International Group и др., предоставил «Милкиленду» кредитные средства на сумму 100 млн долларов, 35 из которых изначсально определялись для погашения задолженности украинским банкам. И если будет предложена стоимость более заявленной - сделка не состоится.
Председатель совета директоров компании «Милкиленд» Анатолий Юркевич выполнил обещание вплотную заняться изучением рынком производственных комплексов отрасли с начала года.
Однако, «виндоушоппинг» (в пер. с англ. – «экскурсия по магазинам без приобретения товаров» – прим. авт.) еще не говорит о том, что потенциальный покапатель действительно «приценивается» с намерением купить что-либо. Тем более, если в карманах обнаружились прорехи. За третий квартал прошлого года данные показали, что руководство ничего не смогло поделать со снижением доходов. В этом случае уместно будет сказать, что желаемое - слияние и поглощение явно не соответствует суровой действиельности – конкурентоспособности и рентабельности на внутреннем и внешнем рынках.
Однако господин Юркевич возлагает надежды на «всеядность» и непритязательность оголодавших за год владельцев частного бизнеса, ожидает, что они захотят быть поглощенными за любую предложенную им цену.
Еще более странно звучит заявление председателя совета директоров по поводу что закупочные цены на молочное сырье наиболее приемлемые именно в Польше. К тому же, вспомним, из-за кого началась сырная война: из-за «Менского сыра» (производитель»Милкиленд»), «Молочного альянса» и «Гадячсыра». Станет ли российско-украинское производство срочно переориентироваться на другой рынок, если перед старой проторенной дорожкой стоит всего один запрет? Конечно, куда проще упаковать опальный сыр в белорусскую упаковку и подать под видом новинки.
Единственное, что все-таки может послужить возражением «голосу разума» украинских экспертов, это заявление главного исполнительного директора MilkilandN.V. Фредерика Ахерна о том, что компания, в числе мощностей которой находятся 10 перерабатывающих заводов и четыре фирмы в АПК, а также – ОАО «Останкинский молочный комбинат», которые перерабатывают более 1,1 млн тонн в год имеет серьезные намерения инвестировать в отрасль. Правда, дипломатичный исполнительный директор пока не уточнил направление инвестиционного потока, доверив дело полету фантазий прессы и аналитиков.
В защиту производителя стоит отметить, что жертвой он пал практически случайно: ведь на выставке в Германии украинские сыры заняли призовые места и были отмечены высококвалифицированными дегустаторами. Так что при таком повороте событий тем более стоило бы не мимикрировать под Польшу, а разрабатывать именно украинский бренд.
Но Украина решила по-своему ответить на пощечину от России. «Пнув» ее более близкого «меньшего брата» - Беларусь. Теперь в жестких условиях, в которые поставила сырная война внутренний украинский рынок, все меньше места находится импортируемой продукции – сбыть бы свою. И двери попросту захлопнули перед носом белорусских молочников и сыроделов. Ну а чтобы это не выглядело совсем уж неприлично, решили запрет распространить и на свинину: во-первых, и своего добра хватает, а во-вторых – как поясняет СЭС – лучше перестраховаться и упредить проникновение болезни, поражающей исключительно свиней. Правда, факт заболевания у белорусских соседей украинские эпидемиологи так и не подтвердили.
Тактика «Милкиленд» в эпоху «войны сыров»: инвестиция или профанация?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.