Украинские церкви все активнее проявляют себя в интернете. Невзирая на неприятие некоторых коллег, все больше священников проявляют себя в сети, регистрируя сайты, знакомясь в социальных сетях, открывая блоги.
Отец Александр из Луганской области благодарит Бога за предоставленные возможности, за Wi-Fi, за качественное скоростное соединение и мечтает обзавестись планшетом. Он каждый день общается в сети по несколько часов. Основные его собеседники — молодые люди, которые к нему обращаются со своими проблемами, с просьбами о молитве. О нем рассказал один из телеканалов в недавнем репортаже.
В среде священников к такой деятельности отношение неоднозначное, каждый церковный чин воспринимает эту сферу по разному. Достаточно тех, кто считает интернет выдумкой дьявола, а само пользованием им — формой связи с темными силами. Другие говорят, что в сети не надо проповедовать, поскольку нечего говорить о святом там, где святотатство за каждым углом.
Но даже очень либеральные священники сходятся со своими коллегами во мнении, что самым большим злом, самой большой ошибкой, будет следовать полностью в духе Сети и признавать виртуальные церкви, часовни. Ибо ничто не заменит настоящую церковь, такой аналог только создаст иллюзию реальности, вместо настоящего мира подсовывая обманку. Это мир, кажущийся близким, но на деле как раз отдалающий людей друг от друга.
Священники напоминают и предостерегают от избыточного увлечения интернетом и возведения его в ранг нового кумира. Интернет — был и будет всего лишь удобным инструментом общения живых, реальных людей. А поскольку речь идет о живых людях, то и молитва должна исходить от живых людей, а не подменяться какой-либо условной форме на экране монитора.
Поэтому такого понятия как онлайн-часовня, где нажатием мышки ставишь и зажигаешь свечу, где другим кликом запускаешь звуковую программу с нужной молитвой и сидишь просто у компьютера, попивая кофе, священники никогда не поддержат и не воспримут.
Вот, к примеру, мнение Саратовского и Вольского митрополита Лонгина о нововведении, виртуальной часовне. Чтобы обратиться к Богу и прочитать молитву, сегодня имеется множество храмов. По мнению митрополита, «молиться» в виртуальной часовне есть унижение для своей веры и по отношению к Господу - кощунством.
Большинство ссылок на подобные виртуальные «православные часовни» наиболее популярны среди оккультных и мистических сайтах. Как правило, предложение «поставить свечи» соседствует с предложением «покрутить магический шар» в таком же виртуальном «буддистском храме» и другими вещами, неприемлемыми для православного человека.
Виртуальный храм, это самая краткая дорога забыть о Боге и подменить его неким новым ритуалом.
Автор: Конрад Карлович