Сегодня, 8 октября, открыта вторая линия газопровода «Северный поток», которая нацелена сократить зависимость газовых поставок от транзитных государств, в числе которых есть и Украина. Впрочем, официальный Киев не драматизирует сложившуюся ситуацию.
Эксперты журнала «Биржевой лидер» из раздела «Новости Украины» считают, что вторая линия газопровода, хоть и сократит транзит российского топлива через украинскую территорию, однако не очень значительным образом. Единственное, за что Киеву действительно стоит беспокоиться, так это за обвальное сокращение потребления российского газа ключевыми потребителями в Западной Европе. Именно ввиду этого опасения власти Украины пытаются разыграть, как козырную карту, украинские подземные газовые хранилища, склонив при этом Европейский Союз к участию в газотранспортном консорциуме в качестве третьей стороны вместе с Киевом и Москвой.
Что теряет Украина из-за «Северного потока»? Общаясь как-то с немецким изданием Handelsblatt, премьер-министр Николай Азаров заметил, что первая нитка «Северного потока» забрала у Украины 15 процентов от поступлений от транзита газа, вторая ветка, по мнению Дмитрия Марунича, специалиста в энергетической сфере, заберет еще пять процентов доходов. Так, за прошлый год Украина заработала на транзите газа в Европу примерно 3 млрд долларов, а в этом году доходная часть украинского бюджета недосчитается 200-250 млн долларов.
Украинские газовые хранилища: синица в руках или журавль в небе? Киев пока что молчит на этот счет, хотя Николай Азаров в статье немецкого издания Frankfurter Allgemeine косвенно дал понять, что не думает, что «Северный поток» полностью вытеснит газовый маршрут через Украину. Азаров отметил, что суровая зима начала текущего года показала, что ни «Южный поток», ни «Северный» не альтернатива надежным украинским газовым хранилищам, которые можно пустить в ход при самых низких температурах.
Согласно украинской версии, Киев уже обеспечивал поставки в ЕС за счет собственных газовых резервов, когда в феврале этого года температурные показатели опустились до рекордно низких и «Газпром» мог снабжать Европу только 300 млн кубометров газа в сутки. Украина утверждает, что по просьбе российского концерна и европейских потребителей ежедневно поднимала не менее 500 миллионов кубометров газа из собственных подземных газохранилищ, который были оплачены НАК «Нафтогазом». При этом «Газпром», как говорят данные украинского Кабмина, не только не компенсировал расходы украинской стороны, но и даже обвинил Украину в несанкционированном отборе российского топлива.
Последние же полгода ознаменовались постоянными призывами стороны украинского правительства пристать европейским странам на предложение поучаствовать в создании предприятия по газотранспортнуму консорциуму вместе с Россией и Украиной. Насколько в этом проекте заинтересованы европейские компании, не известно, однако в своем докладе Эдвард Чау, американский научный сотрудник в энергетических вопросах, пишет, что эта идея потеряла свою актуальность еще в 90-х годах.
Этот же господин Чау обращает внимание на то, что рынок энергоносителей на данном этапе переживает своего рода революцию, в ходе которой полностью могут переориентироваться газовые потоки. Так, сейчас снижается в цене сжиженный газ и многие спешат его закупить. Что касается поддержки Европой российских проектов в обход украинских, то это объсняется простым недоверием, считает ученый, к Киеву из-за газовых войн, которые периодически возникают, даже ближашие друзья Украины – Чехия, Польша и Венгрия отказались от Украины.
Украинские коллеги господина Чау так же констатируют тенденицю роста недоверия со стороны ЕС к Украине. В то же время Михаил Гончар, глава энергетических программ центра "Номос", призывает не переоценивать влияние газопроводов в обход Украине на снижение транзита газа через ее территорию, называя церемонию октрытия 8 октября лишь "Газпром-шоу" с перерезанием ленточки".
И Гончар, и Марунич сходятся во мнении, что транзитные потери украинской стороны будут реальными в средней и долгосрочной перспективах из-за постепенного снижения потребления российского газа Европой, а в итоге и снижения его транзита через Украину. С сегодняшних 100 млрд кубометров в год по украинскому маршруту будет проходить всего 20-30 млрд, а это уже значительные потери и сильный удар по бюджету страны.
Как видим, Украине есть за что беспокоится, несмотря на то, что негативные результаты наступят еще не завтра, тем не менее к ним лучше готовится заранее, дабы не оказаться в итоге в дураках.