Сообщения соратников российского оппозиционера Леонида Развозжаева касательно того, что перед его арестом в Киеве он просил политического убежища, были опровержены украинскими властями.
Так, издание «Коммерсант» со ссылкой на Управление верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН отмечает, что в пятницу Развозжаев был только на консультации в неправительственной организации HIAS, поскольку именно юристы данной организации проводят анализ прошений об убежище, передавая их далее в УВКБ, но в данном случае консультация не была завершена.
При этом есть данные о том, что после выхода Развозжаева из офиса HIAS на него набросилась группа мужчин спортивного телосложения и стала заталкивать оппозиционера в машину. Охранник общественной организации пытался защитить посетителя, однако его оттолкнули, а Развозжаева посадили в машину и увезли.
До сих пор правоохранительные органы не имеют доподлинных данных о том, кто схватил мужчину, однако некоторые очевидцы утверждают, что это сделали сотрудники Службы безопасности Украины, а Киричук и вовсе уверен, что за Развозжаевым наблюдали с момента его прибытия на территорию Украины.
Илья Пономарев, депутат-эсер Госдумы РФ, в своем микроблоге в Твиттер написал, что его помощник Развозжаев был схвачен в украинской столице «российскими спеслужбами» и на частном самолете доставлен обратно в Москву.
Когда Развозжаева привезли в российскую столицу, его арестовали по решению Басманного суда Москвы на два месяца, ему инкриминируют подготовку массовых беспорядков в стране.
По данным источника «Газеты.ру», оппозиционера доставили в суд примерно в 19:00 21 октября, однако его сопровождали не судебный спецназ и не полицейские, а оперативники в штатском. Собеседник издания считает, что это вполне могли быть сотрудники ФСБ или центра «Э», то есть центра по борьбе с экстремизмом.
Тем временем в сети появился ролик, выложенный адвокатом Развозжаева Виолеттой Волковой, на котором видно, что оппозиционер в сопровождении полицейских РФ произносит в камеру: «Расскажите, что меня пытали. Меня угрожали убить. Двое суток меня пытали. Выкрали на Украине». Далее видно, что его сажают в полицейскую машину и увозят.
Комментируя ролик, адвокат настаивает на том, что Развозжаев успел подать документы о предоставлении политубежища, а его доставка в Москву является прямым нарушением Конвенции об экстрадиции, а решение о его аресте принималось в закрытом режиме без присутствия защиты подозреваемого.
В это время официальный представитель Следовательного комитета РФ заявляет, передает «Зеркало недели», что Развозжаев рассказал следователю о том, что финансирование массовых беспорядков, которые имели место 6 мая на Болотной площади, взял на себя Гиви Таргамадзе, бывший глава комитета парламента Грузии по обороне и безопасности.
Среди соратников Развозжаева бытует мнение, что такая поспешность с выдачей России была вызвана тем, что уже на сегодня назначены были переговоры между главами государств Украины и . Сергей Удальцов, лидер «Левого фронта», уверен, что столь поспешная выдача оппозиционера может сыграть роль козыря для украинского президента Виктора Януковича. Сергей Киричук, представитель украинских левых сил, тоже не исключает, что это станет своеобразным подарком от Януковича Путину и поводом положительно начинать разговор.
Стоит напомнить с чего начался весь сыр-бор: в отношении Развозжава было возбуждено уголовное дело после трансляции телеканалом НТВ фильма под названием «Анатомия протеста-2». В рамках него российские правоохранительные органы арестовали Константина Лебедева на два месяца, а Сергея Удальцова отпустили под подписку о невыезде.
В рамках возбужденного дела продолжают разыскивать и Константина Косякина, активиста «Левого фронта», а источники «Коммерсанта» поговаривают о том, что он намеревался покинуть Россию еще до того, как к нему стали проявлять интерес следователи, а, по неофициальным данным, его уже объявили в розыск. Сам же Косякин заявляет изданию о том, что ничего об этом не знает, а также не в курсе о претензиях к нему правоохранительных органов, на данный момент он просто находится на лечении в одной из столичных больниц.
Автор: Екатерина Кравчук-Рудомёткина