Данные экзит-полов, озвученные после закрытия избирательных участков в Украине, показали неожиданно высокий результат партии «Свобода». Если ранее многочисленные соцопросы показывали, что партия Олега Тягнибока балансирует на грани проходного барьера – пять процентов – то все без исключения экзит-полы говорят о том, что «Свобода» набирает одиннадцать-двенадцать процентов. Что это – ошибка социологов или резкий рывок в течение недели между запретом публикации соцопросов и проведением выборов?
Говорить об ошибке социологов или их «намеренном» занижении показателей какой-либо политической партии не нужно, ведь экзит-полы проводили все те же социологические компании и уж кому-кому, а им лишний удар по своей репутации ни к чему.
Но как тогда можно объяснить столь разительное отличие между соцопросами и данными экзит-полов, которые, как считают эксперты, будут близкими к итоговым официальным результатам?
По мнению экспертов отдела Новости Украины издания «Биржевой лидер» на это есть две явные причины. Первая – сплоченность электората партии Олега Тягнибока, вторая – низкая явка избирателей юго-восточных регионов Украины.
Сплоченность электората «Свободы».
Во время публикации социологических опросов можно было видеть следующую картину – помимо респондентов, которые определились со своими партийными симпатиями, немалое количество респондентов, которые еще не знали, пойдут ли на выборы или не пойдут, а также те, кто вообще не определился, за какую партию будет голосовать. И таких людей было много – 10-20 процентов, а то и более. Экзит-полы же учитывают мнение только тех граждан, которые приняли участие в выборах, причем и сомневаться здесь уже не приходится, ведь даже графы «против всех», которая присутствовала на прошлых выборах, теперь нет.
Как отмечают эксперты, электорат партии «Свобода», возможно, оказался одним из наиболее сплоченных – кто хотел за эту политическую силу проголосовать, те пошли и проголосовали. Тогда как среди других избирателей такой сплоченности не наблюдалось, что в итоге и сказалось на результате.
Низкая явка избирателей в юго-восточных регионах в сравнении с регионами запада и центра Украины.
Второй фактор – явка избирателей. В одномандатном округе / партийные списки / результат складывается не из среднего значения «процентов» по каждой отдельной области / избирательному округу /, а в целом, по общему количеству проголосовавших граждан Украины. В Украине зарегистрировано чуть более 36 миллионов избирателей, при этом население промышленных юго-восточных регионов превышает население запада и центра страны (за исключением, конечно же, крупнейшего города Украины Киева). За кого голосовали жители разных регионов Украины, не стало неожиданностью: запад поддержал в основном «Свободу» и «Батькивщину», юго-восток – «Партию регионов» и Компартию. Электоральная поддержка «Свободы» на востоке и юге Украины была минимальной, на западе страны – максимальной.
Именно слабая активность избирателей юго-востока, где явка составила 49-55 процентов (в западных областях – около 65 процентов) внесла определенные корректировки в итог народного волеизъявления.
Как именно низкая явка могла повлиять на итог голосования?
Приведем простой пример. Возьмем четыре области Украины – Донецкую, Луганскую, Львовскую и Тернопольскую. В первых двух областях партия «Свобода» имеет минимальную поддержку, в двух других областях – максимальную.
В Донецкой области зарегистрировано 3,41 миллиона избирателей, в Луганской – 1 миллион 830 тысяч. Во Львовской области – 1,98 миллион избирателей, в Тернопольской – 860 тысяч.
В Донецкой области согласно данным одного из экзит-полов, за «Партию регионов» проголосовали 63 процента, за «Свободу» - 2 процента, в Луганской – 55 и 2 процента, во Львовской – 2 и 46 процентов, в Тернопольской – 3 и 43 процента соответственно. При этом явка избирателей составила (данные ЦИК), 59,7, 57,7, 67,1, 66,8 процентов соответственно.
То есть, если бы в Донецкой области явка избирателей была такой же, как и во Львовской, а в Луганской такой же как и в Тернопольской, то в Донецкой области «дополнительно» проголосовали бы 250 тысяч избирателей, а в Луганской области – 170 тысяч, итого – 420 тысяч избирателей, подавляющее большинство из которых, по всей вероятности, тоже поддержали бы «Партию регионов», как и свои земляки, пришедшие проголосовать. 420 тысяч избирателей в масштабах Украины – это 1,16 процент от общего количества избирателей, или 1,98 процент при 60-процентной явке. Мало? А теперь прибавьте к Донецкой и Луганской другие юго-восточные области и АРК Крым, где многие тоже голосовали за партию власти, и где тоже явка оказалась низкой. Например, в Крыму пришли голосовать вообще лишь 49,45 процентов избирателей – почти на 18 процентов меньше, чем во Львовской области.
Вот эти проценты и есть та самая разница между прогнозами социологов и реальными ожидаемыми (согласно экзит-полам) результатами.