Еще в декабре 2011 года был подписан меморандум о взаимопонимании между Турцией и Азербайджаном. Он подразумевает создание консорциума для постройки Трансанатолийского газопровода (TANAP). Данный проект был инициирован Государственным нефтяным фондом Азербайджана. Предполагается, что газопровод станет составной частью Южного газового коридора. Его проложат по направлению от восточной части Турции до границы с Грецией или Болгарией на западе. По TANAP будет транспортироваться газ в страны Европы. Причем добываться он будет из разных месторождений, основным из которых станет азербайджанское газоконденсатное месторождение (ГКМ) Шахдениз.
Первоначально планируется, что минимально в год через Трансанатолийский газопровод будет проходит шестнадцать миллиардов кубических метров газа. Шесть из них будут оставаться в Турции, а остальное пойдет в Европу. В дальнейшем пропускная способность будет увеличиваться до двадцати четырех миллиардов кубов.
Все вопросы по реализации проекта TANAP планируется решить в течение 2012 года. В это же время должна начаться постройка газопроводу. Окончание строительства должно завершиться к 2017 году. В этот момент начнется вторая стадия разработки ГКМ Шахдениз.
Как сообщают эксперты журнала «Биржевой Лидер», общая стоимость проекта составляет примерно семь миллиардов долларов США. Тридцать процентов этой суммы покроет акционерный капитал, оставшиеся семьдесят планируется оплатить за счет привлечения кредитных средств. Исполнительный директор Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР) Шахмар Мовсумов уверен, что TANAP окажется прибыльным и эффективным проектом. А потому проблем с привлечением кредитов не возникнет. Недостающую часть финансирования мог бы покрыть и ГНФАР. Его активы составляют более тридцати трех миллиардов долларов. Доходы фонда составляет чистая прибыль от продажи углеводородов, дивиденды от реализации нефтегазовых проектов Азербайджана и прибыль, получаемая от управления его средствами. Однако, скорее всего фонд ограничится только участием в акционерном капитале.
Если говорить о распределении долей в проекте, то восемьдесят процентов принадлежат Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР), а двадцать процентов находятся в распоряжении турецкой трубопроводной компании BOTAS.
Однако ГНКАР заявляет, что готова поделиться своими акциями с заинтересованными в проекте странами. Таким образом, на долю ГНКАР останется пятьдесят один процент акций, а двадцать девять процентов перейдут другим участникам проекта.
Уже заявили о своих планах участия в проекте строительства Трансанатолийского газопровода британская компания British Petroleum plc (ВР), норвежская компания Statoil и французская Total. Турция уже дала согласие на разделение акций, принадлежащих ранее ГНКАР, между этими компаниями. Так, к British Petroleum plc и Statoil переходят двенадцать процентов акций, а Total получит пять процентов.
Также, по заявлению министра энергетики и углепрома, Юрия Бойко, в настоящий момент активно ведутся переговоры об участии Украины в данном консорциуме. Посол Азербайджана Эйнулла Мадатли заявил, что его страна заинтересована в привлечении Украины, так как она потенциально является одним из самых крупных потребителей газа. Украина рассчитывает получать газ как для покрытия своих внутренних потребностей, так и для загрузки своей газотранспортной системы.
При этом дополнительное строительство газопроводной инфраструктуры на территории Украины не потребуется. Это связано с тем, что уже существуют газопроводы, ведущие из Турции в Болгарию, из Болгарии в Румынию, а из Румынии уже в Украину. Среди прочих моментов, говорящих в пользу заключения договора, министр Бойко выделил наличие на территории страны газохранилищ на границе с Евросоюзом. По словам чиновника, они вполне могут оказаться основой будущего газопровода.
Для России же участие Украины в строительстве Трансанатолийского газопровода является невыгодным, так как в этом случае значительная часть потребностей этой страны в топливе будет удовлетворена посредством TANAP. То есть, можно сказать, что Россия потеряет определенный процент украинского рынка.