Премьер-министр Украины Николай Азаров рекомендовал украинцам не смотреть телевидение, чтобы сохранить хорошее настроение. Об этом он написал на своей страничке в фейсбуке, отвечая на вопрос одного из пользователей, смотрит ли он политические ток-шоу, вроде Киселева или Шустера, и как к ним относится.
Отвечая на вопрос, Николай Азаров отметил, что он эти передачи практически не смотрит, но иногда, когда такое случается, его поражает та порция негатива, которая исходит от этих передач, и вызывает недоумение огромная порция дезинформации, неправды, которая обычно содержится в этих передачах. Послушаешь иных политиков минут пять или десять и жить не хочется, но идешь по улице в воскресный день и видишь совсем иных людей, продолжил ответ премьер-министр.
На данный вопрос о телепередачах Николай Азаров отвечал в ходе традиционного общения с читателями своей страницы в Facebook.
Давая косвенную оценку этим передачам, премьер высказал предположение что они, возможно, пользуются популярностью из-за отсутствия альтернативы. Премьер выразил надежду, что на телевидении появится программа, которая будет жизнеутверждающей, которая будет видеть жизнь с разных сторон, а не только концентрироваться на каких-то негативных сторонах.
Хоть, кажется, уж кому бы выражать такие пожелания, распоряжаясь огромными суммами и расписывая государственный бюджет. Кроме того, имея такой колоссальный потенциал в лице бизнесменов своей партии.
Возможно, что причина этого засилья негатива лежит в самой системе функционирования телевидения.
Украинское телевидение
Поскольку мы живем в век рынка и капитализма, то логично начать с выяснения бюджетов телеканалов.
Например, по данным, доступным в интернете, Первый Международный (Россия) имел бюджет 1,5 миллиарда долларов на 2011 год. Канал «Россия» имел в том же году бюджет 1 миллиард долларов. А главная кнопка страны, НТКУ, имел на тот же год бюджет в 80 миллионов гривен или в исчислении американской валютой — 10 миллионов долларов. Разница бюджетов достигает 100 — 150 раз. Такая разница бюджетов кажется невозможной.
Годовой контракт только одной «Студии Квартал 95» с телеканалом Интер оценивается в 11-12 миллионов долларов. А стоимость десяти серий фильма аналогичного «Ликвидации» обойдутся в 10 миллионов долларов.
Первый национальный за право трансляции матчей Чемпионата Европы 2012 заплатил тринадцать миллионов евро. Часть этих прав была перепродана другим украинским телеканалам. Отметим, что было перепродано около восемьдесят процентов прав и за счет этого сэкономлено почти десять миллионов евро. Такая операция позволила Первому национальному ограничить свои затраты на трансляцию в пределах двадцати процентов их стоимости. Глава телеканала, Бенкендорф, заявил, что трансляции матчей являются убыточными и рекламные поступления покрывают не более четверти затрат.
В интернет-прессе отмечается, что телевидение в Польше также не получило значительной прибыли от трансляций матчей Чемпионата Европы-2012. Называются суммы поступлений от рекламы местных телеканалов в Польше, они составили около 20 миллионов евро, при том что закупка прав на показ обошлась на десять миллионов больше.
Телевизионщики говорят, что показ крупных спортивных событий в мире становится затратным и такая тенденция повсеместна. Крупные телекомпании работают в ноль или остаются в минусах и это при трансляции не только футбола.
Конечно, новые технологии меняют рынок рекламы, перенаправляют потоки рекламных денег и саму величину потоков.
Очевидно, скудное финансовое положение каналов диктует им сообразное поведение на рынке, когда не столько они определяют тему, форму передач, сколько именитые создатели контента.
Например, Первый украинский заполучил к себе Шустера с его передачей «Шустер Live”. Передача создается без привлечения средств телеканала и обеспечивает ему имя, доход. Конечно, такое экономическое положение студии делает ее независимой в части содержания. Но, коль скоро телеканал обходится в относительно небольшую сумму, а 10 миллионов евро нельзя назвать большими деньгами для такого государства, как Украина, то что мешает создать телеканал, как альтернативу этим двум передачам. Бюджеты сопоставимы, талантливые режиссеры, сценаристы и другой телевизионный народ, наверняка имеется. Найдутся те, кто сможет бросить перчатку раскрученным именам и показать, что можно делать рейтинговое ТВ не только на негативе. Странно, что такая попытка еще не была сделана.