«Газпром» делает все возможное, чтобы сократить зависимость от Украины как «страны-транзитера» за счет увеличения альтернативных маршрутов поставки газа в Европу. Каковой будет реакция Киева на «Южный поток»?
Украина постепенно теряет роль главной страны–транзитера газа из России в Западную Европу. В течение последнего года объем его поставок через территорию страны стал меньше на 20 процентов. Как считают эксперты, этот факт можно объяснить тем, что в странах ЕС сокращается потребление энергии, а также введением в эксплуатацию газопровода «Северный поток», который продолжили по дну Балтийского моря. В планах руководства «Газпрома» в 2013 году начать инвестировать два миллиарда долларов в модернизацию газопровода «Ямал-Европа», который проходит через Беларусь, что способствует увеличению его пропускной способности на треть. А сегодня начинается еще один масштабный проект «Газпрома» - «Южный поток».
Арифметика «Газпрома» - для Украины ноль
Если удастся привести в действие все планы «Газпрома», у концерна будет транспортная инфраструктура для поставок газа, которой будет достаточно для отказа услуг Украины. В интервью DW эксперт Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин заявил, что и в будущем будет продолжаться тенденция сокращения поставок газа через украинскую территорию. Однако это не будет радикальным сокращением в несколько раз.
С подобным прогнозом не согласен аналитик Центра имени Разумкова Владимир Омельченко. Он отмечает, что ни «Северный поток», ни «Южный поток» не смогут полноценно заменить украинскую газотранспортную систему (ГТС), так как в Украины есть уникальная система газохранилищ, мощность которой - 30 миллиардов кубометров. Именно их роль ключевая в стабильности обеспечения Европы газом.
Стратегическую важность подземных хранилищ Украины для энергетической безопасности Европы подчеркнул также и Йонас Грец (Jonas Grätz), аналитик Центра по исследованию проблем безопасности в Цюрихе (Center for Security Studies ETH Zürich). По его мнению, украинские газохранилища составляют третью часть объемов газовых резервов всего Евросоюза.
В прошлом их уже использовали не один раз европейскими компаниями, для того чтобы зимой, в условиях повышенного потребления газа, была гарантия стабильности поставок, рассказал немецкий эксперт. Он уверен, что у «Газпрома» нет достойной замены украинским газохранилищам. Аналогичные резервуары строятся в Сербии, однако их объемы ничто в сравнении с тем, что есть в Украины.
По словам Йонаса Греца, сегодня Украина не полностью использует свои газовые хранилища. Киев до сегодняшнего дня руководит ими. А при условии интеграции возможностей хранилищ в энергетический рынок Европы помогла бы во всю использовать имеющиеся резервы. Именно это было бы гарантией загруженности украинской ГТС.
Поможет ли Европа?
С юридической точки зрения Украине ничто не может помешать интегрироваться в энергорынок ЕС. Еще пару лет назад, присоединяясь к Европейскому энергетическому сообществу (ЕЭС), Киев обратился к союзникам по сообществу за помощью, так как увидел в строительстве «Южного потока» угрозу национальным интересам. И хотя ЕЭС не заинтересован в усилении монополизации на европейском рынке, вряд ля партнеры по сообществу пойдут на конфликт с российским газовым монополистом в данной ситуации.
Дорога в Таможенный союз?
Аналитики считают, что колебание с принятием реформ лишь ухудшает положение Украины тогда, когда на нее давит «Газпром». В особенности, через многомиллиардный дефицит средств у НАК «Нафтогаз», который ныне обременяет госбюджет, Киеву не удается получить кредит Международного валютного фонда (МВФ).
Для Украины ожидание помощи от ЕС не имеет смысла, пока в стране имеются политические заключенные, а также присутствуют проблемы с проведением честных, прозрачных выводов, считает собеседник DW.
Владимир Омельченко убежден, что в условиях продолжающегося экономического спада у Украины есть только один путь – вступление в Таможенный союз. Этот вариант, вполне возможно, будет единственным для самосохранения власти. И именно вступление в Таможенный союз нравиться нынешней украинской власти больше, так как в данном случае нет потребности в реформах, которые для многих представителей власти неудобны, но зато есть шанс пересмотреть невыгодные для Украины газовые контракты от 2009 года. И только вступление Украины в Таможенный союз, как считает Ильдар Газизуллин, заставит Москву отказаться от «слишком дорогого, экономически нерационального и чисто политического" проекта «Южный поток».
Есть ли будущее у украинской ГТС в свете российского «Южного потока»
Автор: Елена Клименко
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.