Украина не станет платить России штраф равный семи миллиардам долларов в связи с тем, что закупила меньшее количество газа, чем было прописано в договоре. Глава Минэнерго Э. Ставицкий сообщил, что «Газпрому» будет отправлен официальный ответ, в котором будут обговорены все возникшие финансовые претензии, сообщают эксперты рубрики «новости Украины» в журнале «Биржевой лидер».
Украина не получила никаких письменных возражений. На языке юристов эта позиция названа достаточной для того, чтобы одержать победу в международном арбитраже. Однако, многие специалисты не уверены в том, что дело будет рассмотрено в судебном порядке, и называют претензии российской монополии давлением, которое оказывается при обсуждении вопроса создания газотранспортного консорциума.
Мнение экспертов
Министр энергетики и угольной промышленности Э. Ставицкий утверждает, что Украине выставили счет за такой объем газа, который она физически не могла потребить, поэтому она полностью выполнила все взятые на себя обязательства.
В настоящее время требование «Газпрома» о возвращении Украиной долга за поставки газа рассматривается квалифицированными юристами. По словам Э. Ставицкого между «Нафтогазом» и «Газпромом» нет конфликтов по вопросу поставок. Он также назвал юридическое разбирательство, которое идет в настоящее время, «малоприятным фактом».
Министр юстиции А. Лавринович считает, что «Газпром» предъявил претензии к Украине, воспользовавшись недостатками текста заключенного договора. Но в договоре есть несколько пунктов, которые могут быть использованы для защиты интересов Украины, точнее, чтобы противостоять российской монополии на газ.
Требования «Газпрома» к Украине опираются на пункт договора, подписанного в сентябре 2009 г., где говорится о том, что каждый год «Нафтогаз» обязан потреблять минимум 52 млрд кубических метров газа. Предполагалось, что объем потребления может быть снижен лишь до 42 млрд. В 2012 г. Украина закупила 32,9 млрд куб. метров газа у России, поэтому обязана заплатить за остальной газ.
Главный аргумент Украины заключается в том, что в договоре в одном из пунктов указано, что и количество газа, и его стоимость окончательны. Так как акты приемки и сдачи за 2012 г. уже подписаны обеими сторонами, то Украина больше ничего не должна российской монополии.
Согласно договору, Украина должна была за полгода уведомить российскую сторону и урегулировать вопрос о снижении потребления топлива. Это было сделано вовремя и письменные возражения со стороны «Газпрома» не поступили. Осенью 2012 г. глава Минэнерго Ю. Бойко уверял общественность и сотрудников СМИ в том, что отсутствие согласование с российской стороны в вопросе о снижении потребления газа не является проблемой.
По некоторым сведениям, отказ Украины от потребления газа был получен компанией «Газпром» в письменной форме, необходимые документы были подписаны. Однако, «Газпром» утверждает, что согласия не давал, а отсутствие возражений не является согласием. Компания собирается рассмотреть возникшую ситуацию в международном арбитражном суде в том случае, если Украина не погасит свой долг перед Россией.
Немного истории
А. Дидковский, являющийся управляющим партнером юридической компании «Астерс» заявляет, что в договоре не указан порядок, в котором должно согласовываться уменьшение объемов потребления топлива. Из-за этого существует вероятность различного толкования некоторых пунктов документа. Следовательно, международный арбитраж сможет руководствоваться принципами справедливости в решении этого дела, а также исходить из опыта разбора подобных дел.
Известно, что не так давно польская компания заключила подобный договор с «Газпромом», потребовала в судебном порядке снизить объемы закупок топлива и заставила Россию уступить. В конце 2012 г. «Газпром» проиграл подобное дело чешской компании. Как показывает статистика прошедших лет, «Газпром» пошел на уступки компаниям Австрии, Италии, Германии и некоторых других европейских стран.
Тем не менее, многие специалисты утверждают, что дело не будет рассмотрено в судебном порядке. Эта ситуация является способом давления России на Украину с целью создания консорциума на основе газотранспортного консорциума.