Политическая борьба в Украине имеет свои особенности, уникальные для европейского пространства. Одним из ее факторов являются многочисленные уголовные дела, по которым проходят некоторые оппозиционные политики. Примером может служить экс-премьер Юлия Тимошенко, отбывающая тюремный срок за превышение должностных полномочий, однако, как известно, прокуратура намерена организовать судебный процесс по причастности Ю. Тимошенко к организации убийства народного депутата Евгения Щербаня. Вместе с тем, у оппозиции, вероятно, может появиться возможность для «ответного удара».
Планируется организация следственной комиссии – Турчинов
Как заявил накануне в интервью изданию «Левый берег» член парламентской фракции «Батькивщина», заместитель руководителя одноименной политической силы Александр Турчинов, оппозиция будет добиваться создания следственной комиссии по дорасследованию обстоятельств гибели в январе 2007 года одного из ключевых функционеров Партии регионов Евгения Кушнарева. С момента гибели этого политика прошло шесть лет, однако, многие обстоятельства трагедии на охоте в Изюмском районе Харьковской области, в ходе которой Е. Кушнарев получил смертельное огнестрельное ранение, так и остаются, по мнению оппозиции, нераскрытыми. Вместе с тем, новое расследование, проведенное более тщательно, может пролить свет на то, что данная трагедия была неслучайной, на что намекают оппозиционеры. «В этом деле, как и в деле об убийстве Е. Щербаня, точка не поставлена», - отметил нардеп.
По словам А. Турчинова, он знал Е. Кушнарева, как «сильного лидера и политика», и многие «недонецкие» сторонники «регионалов» видели в нем реальную альтернативу Виктору Януковичу.
Кому мог быть невыгоден Кушнарев?
Фигура Е. Кушнарева в новейшей украинской политической истории является, пожалуй, одной из наиболее противоречивых и примечательных. Бывший член Компартии Советского Союза, в годы независимости Украины Е. Кушнарев занимал многие ответственные посты – от руководителя Харьковской области до главы Администрации Президента Украины времен Леонида Кучмы. Политическое кредо Е. Кушнарева наиболее четко проявилось в дни «оранжевой» революции, когда он был одним из инициаторов известного съезда в Северодонецке, где рассматривался вопрос о создании Юго-Восточной республики. В те дни крылатой стала его фраза о том, что «от Харькова до Киева 480 километров, а до границы с Россией – 40».
Е. Кушнарев выступал последовательным сторонником федерализации Украины, за что даже был арестован в августе 2005 года по обвинению в сепаратизме и превышении служебных полномочий. Впрочем, спустя несколько дней после ареста он был отпущен, а через год уголовное дело было закрыто. В конце того же года он стал членом Партии регионов, и прошел в очередной состав Верховной Рады 11-м номером в партийном списке.
По мнению многих, Е. Кушнарев был одним из главных идеологов партии и фигурой калибра Виктора Януковича или Рината Ахметова. В то же время, политологи до сих пор утверждают, что Е. Кушнарев мог стать потенциальным кандидатом от Партии регионов на президентских выборах 2010 года, ибо у него был потенциал политика общенационального масштаба.
Однако, перспективную политическую карьеру оборвал выстрел в Изюмском районе 16 января 2007 года. Следствие установило, что причиной травм, несовместимых с жизнью стала пуля, выпущенная из карабина организатора охоты, пригласившего на нее политика, депутата Харьковского областного совета Дмитрия Завального. Ему и было предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве, вскоре после чего Д. Завальный был амнистирован. Вместе с тем, до сих пор в Украине данный эпизод трактуется многими именно как «убийство». Причиной всему многочисленные нестыковки в ходе следствия, основной из которых является та, что калибр пули, ранившей Е. Кушнарева, не совпадает с калибром карабина Д. Завального.
Как отмечают аналитики раздела «Новости Украины» журнала «Биржевой лидер», наиболее образно случившееся прокомментировал российский политик Константин Затулин, по словам которого, убийство Е. Кушнарева «было запрограммировано», ибо произошло «и вовремя, и не вовремя, перед очередным этапом, когда нужно было принимать решение». Это означает то, что убитый политик мог стоять на старте нового этапа карьеры, и мог кому-то мешать.
Автор: Ростислав Белый