В Украине добыча угля нелегальным способом превращается в рынок с промышленной добычей и миллиардными оборотами. Огромными доходами связывается воедино цепочка людей от Донецка и Киева, пишет издание Корреспондент.
В одном из поселков на окраине города Снежного, что вблизи Донецка, жизнь заметна разве что возле маленького магазина, в котором продают пиво и водку. В будни по утрам она буквально уходит под землю, а точнее – в копанки, которых в этих местах предостаточно.
Копанки как единственная возможность заработка
На территории Донбасса копанки появились много лет назад. Но только в течение последних лет масштабы добычи угля увеличились до гигантских объемов. В Луганской области, где уголь доставать неглубоко, руду стали добывать, используя карьерный способ. Такой метод снятия грунта является варварским, так как после него земля на много десятилетий становится непригодной для использования.
Однако, экология не является главной проблемой. На Донбассе копанки и средневековый труд – это единственный способ заработать на жизнь для десятков тысяч людей, которые здесь проживают. Областное управление экологии подсчитало, что только в Луганской области есть около 3 тысяч карьеров. В общей сложности, на территории Донбасса работают более 10 тысячи нелегальных шахт, включая как самые маленькие, так и крупные. Несмотря на то, что никто не ведет учет количества нелегальных шахтеров, высшие чиновники признаются, что от того, как работают копанки, зависит благополучие более 100 тысяч населения Донбасса.
Котлованы огромного размера, сотни многотонных экскаваторов и грейдеров, вереницы самосвалов, груженных углем без сопроводительных документов – все это является свидетельством того, что работу копанок полностью поощряют правоохранительные органы и местные власти.
Увидев журналистское удостоверение, местное население попыталось скрыться. Только несколько шахтеров – суровых мужиков, которые сначала сквозь зубы, а потом с горечью и обидой выливали на журналистов издания "Корреспондент" все, что думают о заезжих гостях, своей жизни и копанках.
Работая в «дырках», конечно же, есть угроза для жизни. Это тем более реально, что на копанках вообще нет никакой техники безопасности. Некоторые копанки - просто дыры в земле, откуда как уголь, так и работники вытаскиваются на тросе. Местные СМИ постоянно докладывают о гибели шахтеров в подобного рода разработках.
«Зато там все по-честному: тонну угля добыл - получи деньги. Кто-то раз в неделю получает, кто-то раз в три дня. В месяц около 5 тыс. грн. набегает (практически такую же сумму зарабатывают шахтеры на частных или госшахтах). Мужики на эти деньги всю семью кормят», - рассказал шахтер Александр Белов.
На нелегальные шахты чиновники закрывают глаза
Благодаря хорошо отлаженной структуре, добыча угля нелегальным способом, которую всем видно невооруженным глазом, без проблем сосуществует с официальными властями, которые по закону должны с этим безобразием активно бороться. Но борьбы нет, и Геннадий Москаль, нардеп и экс-губернатор Луганской области, знает причину отсутствия этой борьбы.
«Все копанки имеют крышу. Цепочка простая: милиция, мэр города, глава районной или обладминистрации. Все повязаны», - говорит Москаль.
В Киеве также предпочитают закрывать глаза на эту проблему. Например, в официальном ответе, который СМИ получили от Министерства энергетики и угольной промышленности, слово «копанки» вообще не упоминаются. Чиновниками были проигнорированы все вопросы, в которых речь шла о нелегальной добыче. Аналогичная позиция и в профильного министра.
«Если мы посмотрим не на слухи, а на составляющую - как доставляется этот уголь, где он берется, как транспортируется, - то мы увидим, что этот вопрос (нелегальной добычи) практически решен и снят», - заявил в марте Эдуард Ставицкий, министр энергетики.
В обратном можно легко убедиться, и для этого необязательно ехать на восток Украины – достаточно просто посмотреть на Донецкую и Луганскую области с помощью спутниковой карты Google Earth. Даже с орбиты можно увидеть, что земля здесь изрезана карьерами и утыкана самодельными шахтами-«дырками».