Как известно, 14 августа российская таможня практически полностью заблокировала украинский экспорт, в результате на подходах к российско-украинской границе скопились сотни и сотни вагонов. Это обострение проблем в украинско-российских отношениях "удивительным" образом совпало с приближением саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе, на котором ожидается подписание Украиной договора об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Впрочем, Москва и не скрывает этой связи. Стороны конфликта, понятное дело, по-разному оценивают последние события. На Украине это называют не иначе как экономической, торговой, таможенной войной, которая должна принудить страну к вступлению в Таможенный союз.
В России же по поводу обострения ситуации на границе говорят лишь как о дополнительных процедурах таможенного контроля и профилактических мерах по отношению к украинским товарам Федеральной таможенной службы. И не более того.
Аналитики отделов "Новости России" и "Новости Украины" журнала для инвесторов "Биржевой лидер" попытались пролить свет на то, что же на самом деле лежит за российско-украинским таможенным конфликтом.
Украина – России: ты не права
Начнем, пожалуй, с оценок происходящего украинских экспертов и СМИ. Надо признать, что они не отличаются большим разнообразием, впрочем, градус обсуждения порой буквально зашкаливает. Чего стоит хотя бы сравнение действий российских властей с "принуждением к браку путем изнасилования". Но обратимся к основным тезисам украинской стороны. Их можно свести к следующим:
- претензии к Таможенному союзу. Кстати, его здесь именуют не иначе как "самое неоднозначное международное объединение". Так вот, как не сложно догадаться, претензий у Киева много, точнее, у него одни претензии к этому союзу. Возьмем, к примеру, статью Наны Черной "Украина и Таможенный союз: Россия от увещеваний перешла к принуждению" (УНИАН). Что автору не нравится в ТС? Да все, он и прикрытое восстановление Советского Союза, заточен исключительно под интересы "мощных игроков, которые торгуют нефтью, газом, зерном и металлом", то есть, России, его технологическая отсталость и т.д., и т.п. В общем, делает вывод Черная, ТС – это путь в никуда;
- последствия блокады будут прямо противоположными. Многие на Украине уверенны, что Москва с ее таможенной войной консолидирует разношерстное украинское общество. В эти дни здесь принято вспоминать, как российско-украинский спор вокруг принадлежности острова Тузла, сделал патриотами Украины даже жителей Донбасса. Мол, поведение Москвы играет на руку оголтелым русофобам и толкает Украину в объятия ЕС. Кое-кто договорился даже до того, что последние события могут стать одной из причин подписания Виктором Януковича договора об ассоциации с ЕС. Что называется, с ног на голову. Что значит – Кремль толкает Украину в объятья ЕС, если подписание договора об ассоциации уже давно было назначено на ноябрь?
На Украине публично превалируют шапкозакидательские настроения, многие уверены, что даже если Россия закроет свой рынок для отечественных товаров – не беда, это лишь ускорит модернизацию местной промышленности и поспособствует повышению качества товаров, что облегчит поиски новых рынков сбыта. Вон, мол, Россия перекрыла рынок для грузинских вин и минералки, но Грузия перенаправили их в другие страны. Надо только потерпеть год, ну, может быть, полтора, но не больше. Вспоминать о том, что ухудшение отношений с Россией Грузии стоило Абхазии и Южной Осетии, на Украине, понятно, не принято. Кстати, несмотря на все усилия грузинского руководства по поиску других направлений для экспорта сельскохозяйственной продукции, пришлось-таки сворачивать производство и уничтожать виноградники;
- симпатии большинства украинцев на стороне ЕС, а не ТС. Действительно, майский опрос Фонда "Демократические инициативы имени Илька Кучерива" и социологической службой Центра Разумкова показал, что в стране преобладают сторонники интеграции в ЕС, таковых 42 процента (отметим, никто еще Украину в ЕС не приглашал, речь идет только об ассоциации), тогда как ТС предпочли 31 процент респондентов. О чем это говорит? Если это касается украинцев, то практически не о чем. Не будем здесь вспоминать два референдума 1991 года с прямо противоположными формулировками вопроса, но обе получившие единодушную поддержку населения. Все же это было давно. Обратимся к указанному опросу. Вы не поверите, но одновременно с поддержкой евроинтеграции более 40 процентов опрошенных заявили, что было бы лучше, если бы на Украине все оставалось так, как было в СССР до 1985 года. Так что выстраивание долгосрочной политики на основании только опросов, дело не только ошибочное, но и опасное. Кстати, есть и другие опросы. К примеру, Киевский международный институт социологии все в том же мае-июне выяснил, что 39,8 процента опрошенных поддерживают вступление в ТС, а договор с ЕС – 36,2 процента;
- надежда заработать на антироссийской политике. В Киеве отдают себе отчет, что у Европы достаточно проблем и без Украины, что ее там никто особенно не ждет, но все равно надеются капитализировать свое соседство с Россией. Мол, нас обязательно пустят на рынки ЕС, и возьмут на содержание, стоит только повернуться спиной к России. Ну, Украина в этой очереди далеко не первая. Помниться, именно так пыталась заработать на жизнь Грузия. Не получилось. Еще недавно 80 процентов населения страны составляли крайне бедные люди (данные Рене Клаффа – руководителя регионального бюро по странам Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы, Северного Кавказа и Центральной Азии Фонда Фридриха Науманна). Грузия не смогла обойтись экономически без России, отсюда и последние политические перемены в стране, и разворот курса. Кстати, если что и показала Грузия Саакашвили, так это бессмысленной антироссийской пропаганды;
- присоединиться к клубу свободных, богатых и развитых демократических стран, а не авторитарных режимов. В глазах мира превратиться из отсталой славянской страны в прогрессивное демократическое государство единой Европы. В общем, тишь да гладь, да Божья благодать. Несколько портит эту европейскую благость, к примеру, последний конфликт членов ЕС Венгрии и Румынии. Каждая из стран обещает "приструнить" другую, а Бухарест, если верить СМИ, уже перешел от слов к делу – мобилизует резервистов в регионах, прилегающих к границе с Венгрией;
- уверенность в кратковременности российских угроз. Многие на Украине уверены, что Россия все равно никуда не денется, подуется-подуется, да и вернется к прежним экономическим отношениям. Мол, в свое время Россия так же стращала балтийские страны, не желая их членства в НАТО и ЕС. Сегодня же она спокойно торгует с этими русофобами, еще и инвестирует в местные предприятия.
Так ведь до поры, до времени. Сегодня объем экспортных грузов, идущих из России через порты Балтики, уже не растет. За это время страна свои порты построила. Как признали недавно в Эстонии, российский порт Усть-Луга нанес сильный удар по транзиту через Эстонию.
Россия – Украине: не валяй дурака
На самом деле адресатом последних событий на украино-российской границе является не столько Киев, сколько Брюссель. Поскольку слова не доходят до еврокомиссаров, Россия решила организовать для них демо-версию того, что ждет Украину при ухудшении отношений с ТС.
Москва недвусмысленно дала понять, что происходящее сегодня на российско-украинской границе – это не разовая акция, а демонстрация того, что ожидает Киев в случае подписания договора о зоне свободной торговли с ЕС. России и ТС не нужен реимпорт европейских товаров через украинскую территорию. Не для этого ТС городили. Готов ли больной Евросоюз взвалить себе на плечи еще одну проблемную страну, страну, между прочим, с 45-миллионным населением, есть ли у него лишние миллиарды финансовой помощи, найдет ли он для украинской продукции замену российскому рынку, доля рынка России в украинском экспорте составляет почти 25 процентов? Или желание оттянуть Украину от России стоит того? В том числе и ухудшения отношений России с ЕС?
Для России же ноябрьское подписание Украиной ассоциации с ЕС – это, конечно, огромный проигрыш, чувствительный удар по имиджу. Но дело, конечно же, не только и не столько в этом. Россия, во-первых, слишком большая страна, раскинувшаяся на двух частях света, с огромными богатствами недр, чтобы самой примкнуть к какому-то союзу. А во-вторых, ее равнинный характер, географическая незащищенность и уязвимость, требуют во имя национальной безопасности, да чего там, выживания страны, создания своего союза из соседних дружественных государств. Без Украины, создаваемый Россией Евразийский союз не станет масштабным геополитическим проектом. Поэтому отступать России уже некуда. Но если России без Украины никак, какие же методы воздействия на нее есть у Москвы? Вот только некоторые из них:
- продолжить увещевания. Сегодня говорят, мол, с Украиной надо мягче себя вести, здесь нужно спокойствие, дружелюбие и уважение. Все так. Вот только все эти 22 года Москва, по существу, только этим и занималась (с небольшими перерывами). Увы, не слышат, десятилетия антироссийской пропаганды на Украине дают о себе знать, миллионам здесь безнадежно и основательно промыли мозги. Сегодня здесь не дают себе труда задуматься, что им предлагают выбрать между виртуальным европейским пряником (повторимся, никто не приглашает Украину в ЕС, а ассоциацию с Евросоюзом имеет и Египет) и реальным сотрудничеством в рамках ТС. В этой связи совсем не понятно, зачем Украине обслуживать чужие интересы и портить отношения с Россией?
- умеренное экономическое давление. Из этого разряда Северные и Южные потоки, недремлющий Онищенко, отказ от квоты на беспошлинные поставки украинских труб, цена на газ, которую Россия обещает уменьшить вдвое в случае вступления Украины в ТС, совместные проекты в области атомной энергетики, ВПК, космической и авиационной промышленности. Уже прозвучало, что Россия может отказаться от совместного проекта по производству "Руслана". А еще возможно введение визового режима, что станет серьезной проблемой для миллионов украинских гастарбайтеров, между прочим, Россию избирают более 43 процентов от всех украинских трудовых мигрантов, на втором месте стоит Польша – 14,3 процента, рассказали в аналитическом отделе компании Tusar FX (входит в высшую лигу рейтинга брокеров Форекс Академии Masterforex-V).
Курс гривны к доллару при этом может девальвировать и сценарий этой девальвации заранее предугадать сложно. "В условиях экономического кризиса девальвация — один из способов стимулирования национального товаропроизводителя. Основные торговые партнеры Украины, в частности, Россия, девальвировали свои валюты, что невыгодно для Украины. В случае вступления в ТС Украине, возможно, также придется обесценивать свою валюту. А это чревато увеличением долговой нагрузки", — говорит директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец.
Сейчас курс гривны, находится в долго/среднесрочном флете - посняют аналитики факультета онлайн-обучения торговой системе Masterforex-V. Сопротивлениями для восходящего движения будут выступать локальный максимум 8,1685 и пивот МФ 8,2033, а поддержками - минимумы 8,0791 и 8,0503.
- планомерно работать с пророссийски настроенными политиками, СМИ и населением Юга и Востока Украины. К примеру, последний опрос социологической группы "Рейтинг" показал, что только треть жителей Донбасса поддержали бы сегодня провозглашение независимости Украины, в юго-восточной части страны таковых менее половины;
- выжидать. Как там, в старой китайской притче на российский лад – сесть на берегу Черного моря и подождать, когда волны вынесут труп Украины, - пишут россияне в соцсети ВКонтакте. То, что вскоре украинцы взвоют, россияне уверены – это факт. Достаточно обратиться к опыту восточноевропейских стран. Введите в Google материал под названием "Как умирает Болгария в объятиях Евросоюза", подготовленный коренным болгарином. Прочитаете много интересного – об официальной безработице на уровне 18 процентов, которая в реальности в два раза выше, коррумпированном правительстве, продажных чиновниках, уничтоженном сельском хозяйстве (Болгария ест турецкие "пластмассовые" помидоры и "болгарский перец" из Голландии), уменьшении населения на 2 миллиона (в стране шутят, что "У Болгарии есть два выхода из кризиса – терминал 1 и терминал 2 в аэропорту") и т. д. Только ждать придется, конечно, долго, кто же признается в своем недомыслии и алчности. Украинцы – народ гордый.
Главное, что волнует простых и россиян и украинцев по соцсети Одноклассники: у двух братских народов - столетняя общая история, которая рушится, а глубокая борозда взаимных обид и претензий серьезнее, чем пограничные столбы могут навсегда пройти через души людей.
Редколлегия отделов "Новости России" и "Новости Украины" журнала "Биржевой лидер" совместно с экспертами Академии Masterforex-V проводят опрос в Дискуссионном клубе Академии Masterforex-V: как, на ваш взгляд, должна действовать Россия в отношении Украины?
• отпустить Украину – насильно мил не будешь;
• выждать, сама придет и попросится в Евразийский союз;
• пойти на экономическую блокаду;
• объявить войну.