Утром 4 сентября число прибывших в Умань хасидов побило рекорд 2011 года – более 26 тысяч паломников. Начались проблемы с электричеством: в доме №46 по улице Пушкина провода не выдержали перегрузки. Обживаясь в квартирах, хасиды одновременно включили массу электроприборов. Наладчики уже выехали по адресу аварии.
Горожане недовольны и тем, что хасиды используют вместо пепельниц ковры. За аренду жилища гости платят около тысячи долларов в неделю. Чтобы заработать больше, из квартир выносят почти всю мебель и устанавливают двухярусные кровати. В прошлом году для самых бедных хасидов еврейская община сняла заводской ангар на несколько тысяч спальных мест. В частных секторах уманчане сдают в аренду дворы, где евреи устанавливают по 5-6 палаток.
Впервые на улице Пушкина продукты продают не местные жители, а евреи. Тем, кто не исповедует веру хасидов, дотрагиваться до кошерной еды нельзя. Не всякий еврей имеет право готовить такую пищу. Производитель кошерной продукции получает соответствующий сертификат, после чего имеет право обозначить свой продукт знаком кошерности, либо просто демонстрировать полученный сертификат.
Гости не стесняются просить милостыню. Хасиды носят 5-литровые фляги из-под воды, встряхивая ими перед лицами прохожих. Очевидцы рассказывают, что в основном, гости просят денег друг у друга. В праздник нельзя выполнять какие-либо работы, а накануне хасиды распахивают все двери, открывают краны и обвязывают правую руку. Более зажиточные евреи нанимают в помощники местных жителей.
У украинцев, которые желают пройти по улице Пушкина, проверяют паспорта, каждый репортер должен предъявить специальный пропуск. Милиция пока не отмечает серьезных инцидентов. Хасиды с удовольствием позируют фотографам, поют и водят хороводы.
Аналитики раздела «Новости Украины» напоминают, что на праздник Рош Ха-Шана верующие прибывают почтить память основателя брацлавского хасидизма - цадика Нахмана, посетив его могилу. Покойный рабби безгранично верил в творца и полагал, что молитва должна быть не плачем, а радостью. Потому хасиды, обращаясь к создателю, танцуют и веселятся. В 1802 году рабби Нахман приехал в Умань к могилам жертв массовых погромов 1766 года. Он пожелал быть погребенным среди этих мучеников и завещал каждому хасиду посетить его могилу. Тот, кто вознесет молитву у места захоронения цадика, обретет в нем заступника перед всевышним. Могила преставляет собой каменную стену, к которой каждый хасид хочет прикоснуться с молитвенным обращением.