Регионал Виталий Журавский выдвинул на заседании рабочей группы ряд определенных условий, касающихся вопроса лечения заключенных за рубежом. Всего четыре требования:
Во-первых, суду должна быть предоставлена оценка комиссии медиков о состоянии осужденного. Если у него тяжелое заболевание, которое невозможно вылечить в Украине, – он будет доставлен в страну, где лечение возможно.
Во-вторых, клиника, в которую будет доставлен заключенный, должна подтвердить наличие тяжелого заболевания, не поддающегося лечению в Украине.
Третьим условием является наличие соглашения о правовой помощи со страной, куда направляется больной.
Четвертое – суд должен определить сроки пребывания осужденного за границей. Для этого отсылаются обращения в Пенитенциарную службу, и еще одно – в Минздрав, которые определяют сроки лечения больных.
Также Виталий Журавский утверждает, что осужденный должен дать обязательство в суде касательно того, что после лечения он пребывает домой и продолжает отбывать наказание, и помимо этого, должен возместить ущерб государству.
По мнению регионала, закон не должен распространятся на осужденных за совершение тяжких преступлений или же особо тяжких.
Двухчасовые дебаты не решили проблему
В итоге рабочая группа после двухчасовых дебатов не приняла ни одного решения, которое могло бы устроить всех. В итоге была принята попытка написания нового законопроекта.
Напомним, Верховная Рада создала рабочую группу, деятельность которой направлена на подготовку законопроекта о выезде заключенных для лечения за границу. Состав её пропорционален – 50% составляют представители от власти, 50% - оппозиции.
Политологи Михаил Погребинский и Александр Рар утверждают, что с каждым днем сокращаются шансы экс-премьерминистра Юлии Тимошенко на освобождение. Но надежды на то, что она все-таки покинет пределы страны, все еще есть.
Европейский союз требует решения вопроса Юлии Тимошенко, без этого не состоится подписание Соглашения об ассоциации. Киев все еще надеется подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Уже составлен и одобрен правительством Украины его текст.
Напомним, Юлия Тимошенко была осуждена в 2011 году. Решение суда предусматривало лишение свободы сроком на семь лет. С конца декабря 2011 года она отбывала наказание в харьковской колонии. В мае 2012 года ей был поставлен диагноз – межпозвоночная грыжа.
Тупиковая ситуация
Межфракционную группу по подготовке закона, позволившего Юлии Тимошенко поехать на лечение в Германию, создали в конце прошлой недели. Представители Партии регионов обещали, что до вчерашнего заседания представят документ, из Министерства юстиции, который сделает невозможным поддержку основных ключевых инициатив представителей оппозиции. Но, в итоге, этого не произошло - предложение о внесении изменений в ст. 84 Уголовного кодекса (о лечении осужденных) не стало поводом для категорических возражений ПР. Представители большинства предложили лишь вынести ее на доработку. Вместе с тем, оппозиционеры признали, что в статью необходимо внести некоторые поправки, в том числе и синхронное изменение Уголовно-исполнительного кодекса и Уголовного процессуального кодекса.
Однако, в ходе дискуссии стало ясно, что далеко не все были настроены на поиск консенсуса. Регионалы Виталий Журавский и Владимир Олийнык заявили о ряде требований, о неприемлемости которых ранее утверждали как оппозиция, так и европейские посредники,— в частности, о том, что до того, как выехать за рубеж осужденный должен возместить государству ущерб (1,5 миллиарда гривен в случае Юлии Тимошенко) и обязан вернуться в Украину после курса лечения.
Представители оппозиции тоже не всегда показывали свою готовность вести диалог. Депутат от “Батькивщины“ Андрей Кожемякин грубо обращался с оппонентами, как будто ожидал, что в качестве знака протеста они покинут зал и тем самым сорвут заседание. Например, он предложил лишить депутата Владимира Олийныка права на выступления в ходе заседания рабочей группы.
Только ближе к вечеру депутаты смогли начать конструктивную работу — депутаты вернулись к таблице с предложениями и начали обсуждение идей, которые были собраны в ходе утренней встречи. Однако представители оппозиции отказались голосовать даже за те позиции, в пользу которых сами же выступали утром, в том числе об изменениях в Уголовно-исполнительном кодексе.