Завершился саммит в Вильнюсе, оставив после себя немало вопросов. В целом для ЕС итог саммита можно назвать не самым удачным, ведь из шести стран, принимающих участие в этой программе Евросоюза, только две – Грузия и Молдова – продвигаются дальше. Беларусь входит в Таможенный союз и евроинтеграция на данном этапе не актуальна, Армения отказалась парафировать Соглашение об ассоциации, пояснив отказ желанием присоединиться к ТС. Отказался и Азербайджан, решивший, что условия, прописанные в Соглашении об ассоциации и договоре о зоне свободной торговли являются не самыми приемлемыми, да и вообще, формат сотрудничества не тот, поэтому нужен совсем иной документ. Неожиданно для многих отказалась (временно) подписывать СА и Украина, хотя именно эта страна была ближе других (если Грузия и Молдова только парафировали Соглашение, то Украина уже прошла этот путь).
Потеря исторического шанса или политическая борьба?
Срыв подписания Соглашения об ассоциации с Европейским союзом начал преподноситься едва ли не как потеря исторического шанса. Но так ли это на самом деле или речь уже идет о политической борьбе в преддверии президентских выборов?
Как отмечают эксперты отдела «Новости Украины» издания «Биржевой лидер», Соглашение об ассоциации, как и договор о зоне свободной торговли, это не комета Галлея, которая имеет возможность приблизиться к Солнцу лишь один раз за три четверти столетия. Была бы политическая воля и готовность сторон подписать СА или договориться о создании ЗСТ, поставить «автограф» под этими документами можно в любое время. Нет, конечно, не завтра или через недельку после упущенной возможности (в данном случае, саммита в Вильнюсе), но через несколько месяцев, может, через год или два. Да, это время, и это упущенное время, если говорить с точки зрения необходимости подписания данных документов. Но это сложно назвать потерей исторического шанса, ведь подписание СА между Украиной и ЕС не откладывается на поколения.
Ситуация состоит в следующем. Для того чтобы Соглашение об ассоциации между Евросоюзом и любым государством, не являющимся членом сообщества, было подписано, необходимо два основных критерия: во-первых, соответствие государства подписанию, во-вторых, желание обеих сторон. Будет соответствие и желание – документы попишут. А если соответствия или желания не будет, то и подписание не состоится. Более того, если не будет желания воплощать «пункты» Соглашения об ассоциации в реальность, то и с подписанием документа мало что изменится.
Не будет желания, не будет ничего.
Очевидно, что вопрос подписания Соглашения об ассоциации стал в Украине частью политической борьбы между действующей властью и оппозицией, и в этой борьбе значимость Соглашения об ассоциации нередко преувеличивается. Не потому что Украине не нужны реформы, и не потому что европейские ценности не такие уж ценные. Украине нужны реформы, нужна модернизация производства, нужна борьба с коррупцией и повышение стандартов уровня жизни населения. Только не «ассоциация» с Евросоюзом это автоматически обеспечит Украине, автоматически Украине это вообще ничто не обеспечит. Чтобы проводить реформы в Украине, чтобы принимать законы, как в Европе, чтобы повышать заработные платы и пенсии, строить хорошие дороги … нужно в первую очередь желание властей и всех ответственных за это лиц. Вот не подписали в Вильнюсе Соглашение об ассоциации. Разве теперь Украине что-то или кто-то мешает принять любой «европейский» закон? Собирайтесь в парламенте и принимайте. Какие проблемы?
За 22 года обещаний украинцы уже устали от «пустых» слов, хотя и продолжают верить в «светлое будущее», обещаемое разными политиками. Но «светлое будущее» Украине не обеспечит какой-либо договор, если сама Украина не будет создавать свое будущее. Необходимо трезво понимать, что стоит за тем или иным договором, ведь вступление в тот же Евросоюз, это не вступление в состав Германии, поэтому и «немецких зарплат» в Украине не будет, в Украине будут только «украинские зарплаты». А если чиновник склонен путать государственный бюджет со своим собственным, то это может пресечь только добросовестная работа контролирующих органов, а они (и чиновники, и контролирующие органы) и после вступления Украины в ЕС будут «украинскими», а не «немецкими, английскими или французскими». Так что без изменений внутри, ждать реального «покращення», хоть от вступления в Таможенный союз, хоть от вступления в Евросоюз, можно очень и очень долго.