Все, кто так или иначе анализирует ситуацию на Украине, сходятся во мнении, что через неделю акции протеста сойдут на нет. О том, почему это может произойти, кто будет локомотивом этого процесса, сейчас идут разговоры. Но не менее важным является обсуждение того, что будет, когда наступит некий час Х. Итак, рассмотрим вопрос:
Что будет с майданом после его кончины.
Согласно действующему закону, не имеют права депутаты дважды и более раз голосовать за недоверие правительству.
Отсюда вывод первый. Следующая отставка правительства возможна не ранее февраля 2014 года. Об этом сказал нардеп от УДАРа Валерий Карпунцов.
Таким образом, единственная легитимная возможность нанести серьезный удар власти отложена до весны.
Оставшиеся методы не являются законными. Так, тот же Карпунцов говорит о том, что правительство будет снимать улица. Еще один депутат, Сергей Соболев, предлагает более радиальный способ насолить власти. Раз Партия регионов отказалась отправить Азарова в отставку, значит, их будет судить майдан. Еще один депутат видит ситуацию совсем иначе. Он доволен ею, поскольку в его понимании отставка правительства сняла бы революционные настроения. А так она сама дала козырь в руки митингующих, чтобы именно они вынудили уйти со своих должностей и правительство, и президента.
Вывод второй. Завершение майдана чрезвычайно невыгодно оппозиции, ибо существенно понижает ее потенциал воздействия на действующую власть.
Сразу третий вывод. Оппозиция попытается извлечь максимум пользы из сложившейся ситуации. Она будет пытаться блокировать работу госучреждений, вроде АП, ВР, Кабмин, может быть НБУ (маловероятно). При этом основная ее цель будет в том, чтобы каким-либо способом добиться досрочных перевыборов. Но успеют ли они реализовать свои задачи? Надолго ли хватит запала у майдана, ведь уже вчера там было 10 000 участников, то есть в 5-10 раз меньше, чем в воскресенье. Особенно сильно подорвало революционный энтузиазм провальное голосование за отставку Кабмина.
Нардеп Медуница от «Батькивщины» грозит привлечь новых людей на майдан. Однако его коллега Тарас Чорновил считает иначе. «Три лидера оппозиции заявили о том, что у них есть голоса для отставки правительства, хотя на самом деле их не было изначально. Это обман народа, который дорого будет стоить лидерам на выборах. Я был на майдане, говорил с людьми и не услышал ни слова поддержки со стороны митингующих в их адрес».
Четвертый вывод. У оппозиции нет сил, нет ресурсов для активного свержения власти или к понуждению ее уйти самой, добровольно.
В оппозиции неофициально признают, что очень опасаются того, что через неделю народа не будет уже совсем на майдане. Конечно, эти все выкладки верны, если власть сама не выкинет фортель, сдав козырей оппозиции.
Вывод пятый. Если власть устоит эту неделю на внутреннем фронте и не сделает ошибок на внешнем, то уже через неделю от майдана останутся только форумные баталии да аналитические статьи вдогонку, по следам событий. Для власти главное понять, что ее главное спасение в устойчивости, а не в денежных мешках спонсоров. Это уже вывод шестой, который наглядно иллюстрируется судьбами лидеров Сирии и Ливии. Глава последней страны был намного богаче сирийского коллеги. Власть должна учиться на чужих ошибках.