«Евромайдан» длится на территории Украины уже более двух месяцев. И пока власти пытались остудить протестное движение в Киеве, волнения перекинулись на запад страны. Там были захвачены практически все областные администрации. При этом уступки, на которые решилось украинское руководство, не имели должного эффекта. При этом довольно странным в этой ситуации выглядит поведение СБУ (Службы безопасности Украины). Она вроде бы и ведет определенную работу против «майдановцев», однако в то же время особого эффекта от выполняемой работы пока не наблюдается - продолжаются захваты зданий, создание альтернативных органов власти, а также все чаще идет обсуждение сценария распада Украины. Возникает вопрос: как вообще случилось так, что спецслужбы допустили подобное развитие событий?
Согласно обнародованным данным депутата-националиста Юрия Сиротюка, на 4 февраля в Украине уже создано 19 областных структур альтернативной власти типа «народных рад» и более 100 районных. Активистам совершенно не мешают запреты подобных образований ни прокуратурой, ни судом. Они создают собственные силовые структуры - «национальные гвардии» (Киев и Львов). Об этом сообщают эксперты раздела «Новости Украины» издания для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на Лента.ру.
СБУ не справляется со своими задачами?
Нет, конечно, СБУ кое-что сделала. Например, запретила въезд на территорию Украины некоторым иностранцам. Также в январе прошла информация о том, что правительство Украины хочет ужесточить режим въезда на территорию страны для граждан стран Евросоюза и США. Как прокомментировал это эксперт Александр Сушко, подобная «схема нейтрализации влияния Запада на ситуацию в стране» рассматривалась по инициативе СБУ еще с конца прошлого года, и даже некоторые из предложений СБУ, как он утверждает, были реализованы.
На сегодня существует множество версий, почему СБУ не остановили «революцию». Некоторые считают, что спецслужбы попросту слабы или некомпетентны. Андрей Ваджра, редактор сайта «Альтернатива», утверждает, что несмотря на информированность оперативного состава о подготовке мятежа еще за несколько месяцев до декабрьских событий, начальство специального ведомства никак не реагировало эту информацию. По другим версиям, СБУ сделала все, что от нее зависело, а низкая эффективность борьбы с «переворотом» вызвана большой пассивностью украинского руководства. Еще одной версией происходящего является якобы существующая связь между спецслужбами и оппозицией.
СБУ начала подготовку к терактам.
Служба безопасности Украины имеет все основания для подготовки ведомственного Антитеррористического центра. В первую очередь, к этому привели частые сообщения о минировании тех местностей, в которых собирается много народу. О том, что СБУ ведет активную подготовку к терактам, свидетельствует их официальное сообщение: «Антитеррористический центр вынужден привести в готовность субъекты борьбы с терроризмом на территории государства в связи с резким ростом количества сообщений о минировании объектов с массовым пребыванием людей, угроз совершения взрывов».
В связи с этим в пресс-службе напоминают, что в последнее время особая опасность угрожала атомным и гидроэлектростанциям, объектам критической инфраструктуры, международным аэропортам, автовокзалам и железнодорожным станциям. В официальном сообщении СБУ отмечается, что предпринятые мероприятия имеют всего лишь «упреждающий характер» и имеют цель «обеспечения безопасности населения и недопущения преступной деятельности с террористической целью» путем «постоянного межведомственного обмена информацией, проверки готовности сил и средств, в том числе систем экстренного оповещения».
Однако многие представители оппозиции интерпретируют данный шаг СБУ как попытку для введения чрезвычайного положения в Украине. Заместитель руководителя политической партии «Батькивщина» Александр Турчинов уверяет, что в правительстве рассматривается вопрос о введении режима ЧП. Однако Турчинов утверждает, что силовики «могут залить Майдан кровью, но они не могут победить его». Нардеп от «Батькивщины» считает, что такая опаска СБУ излишня. Он подчеркивает, что правоохранительным службам следует опасаться, прежде всего, опасности извне. По мнению Турчинов, лучше заниматься этим, чем участвовать в террористических акциях.