Майдан не разошелся с падением режима Януковича, Майдан стоит и четко заявляет, что люди шли под пули не для того, чтобы какой-то конкретный человек стал президентом, премьером, спикером, министром или любым другим чиновником. Майдан стоял за определенные ценности, и пока не увидит, что они реализуются, расходиться не собирается.
Не так оно думалось, как получилось.
Ожидали ли такого бывшие оппозиционеры? Вероятно, нет. Хотя сейчас говорить можно разное, но все-таки, скорее всего, нет, не ожидали. Наверное, думали, режим Януковича падет, придет оппозиция к власти, народ и разойдется. Но народ не разошелся по домам, народ, посуровевший от пролитой крови людей, не один месяц стоявших с ними плечо к плечу, остается на площади. Народ стоит и ждет (пока еще ждет, пока еще не требует очень настойчиво), когда же будут реальные изменения, а не словесные обещания.
Ситуативно объединившись во время акций протеста с радикальными движениями, бывшая оппозиция сама себя привела к той ситуации, которая складывается сейчас на Евромайдане. «Правый сектор», который и ранее практически не контролировался лидерами оппозиции, не будет удовлетворен простой сменой фамилий людей, находящихся у власти. Вооруженные и готовые к активным действиям радикалы хотят выполнения своих требований, а как они могут идти к цели, хорошо показали не только режиму Януковича, но и всем, в том числе новой власти.
Теперь перед бывшей оппозицией стоит непростая задача – как найти компромисс со всеми, кто стоял и продолжает стоять на Майдане? Они не могли найти компромисс (в немалой степени именно из-за давления радикальных групп) с Януковичем, так как им искать компромисс сейчас, как искать компромисс, когда стороны не готовы к «золотой середине»? Применять силу? Сейчас, пока все очень горячо, это глупо. Во-первых, моментально получат отпор и очень жесткий отпор. Во-вторых, милиция, наученная горьким опытом последних месяцев, попросту откажется снова бить людей.
А тут еще готовый вспыхнуть (и местами же вспыхивающий) Юго-восток. Как же сделать так, чтобы «Свободе», УПА, «Правому сектору» и другим угодить, и Юго-восток окончательно не вывести из равновесия? Будет непросто. Не прошло и дня с момента перехвата власти в парламенте, как начали бить по чувствительным вопросам, например, отменен закон, позволяющий местным общинам вводить статус регионального языка. И сразу ответ – в Севастополе сделали почти то же, что при Януковиче делали некоторые западные регионы – ввели народное правление. Как быть? Наказывать? Но если наказать, то и западные области, ранее не признававшие неугодную для себя центральную власть, нужно наказать. Или получится классический двойной стандарт.
Контроль, контроль и еще раз контроль.
Еще одним ударом по новой власти стало вчерашнее заявление Автомайдана, который отныне пребывает в оппозиции к соратникам по бывшей оппозиции. Автомайдан заявил, что «не работает» на какую-то политическую силу, а действует ради справедливости. И коль уж властью теперь стали те, с кем еще неделю назад они делали общее дело, то теперь контроль будет за ними. Вот так – никаких поблажек, будут следить, чтобы чиновники не путали государственную службу с бизнесом, и обещают жестко контролировать, а не разбогател ли внезапно тот или иной госслужащий после прихода на новую должность. Кроме того, Автомайдан потребовал от власти, чтобы на улицах не было никаких кортежей, а коль уж спешите, а на дороге заторы, добро пожаловать в метро.
Насмотревшись на хоромы Виктора Януковича в Межигорье и в других резиденциях, активисты Евромайдана и Автомайдана заявили, что никому из чиновников более не позволят шиковать за народные деньги.
Люстрация.
На этом удары по новой власти не закончились. Майдан требует люстрации, а это значит, что лидеры «Батькивщины» - Арсений Яценюк, Александр Турчинов, Юлия Тимошенко – могут попасть под запрет занимать государственные посты, ведь все они в свое время работали в правительстве. Подробнее в материале «Майдан может оставить лидеров «Батькивщины» без высоких постов».
Конечно, бывшая оппозиция может «не заметить» требование о люстрации или принять закон так, чтобы под люстрацию попадали только члены Компартии Украины и Партии регионов (это партии, функционирование которых Майдан требует запретить вообще). Но готова ли власть идти на конфликт с Майданом, который уже слегка разочарован происходящим (люди недовольны, что во власть идут те, кто там был, и хотят полного обновления, полной перезагрузки)? Ближайшие дни покажут. На этой неделе парламент должен определиться с премьер-министром и другими членами Кабинета министров. Да и выборы президента уже не за горами – в конце мая.
Автор: Арамис День