Ян Бжезинский, на данное время старший научный сотрудник Атлантического совета, в прошлом занимавший должность помощника министра обороны США по вопросам Европы и политики НАТО, прокомментировал ситуацию, сложившуюся в Украине и возможную роль в ней североатлантического альянса.
Теперешние действия НАТО в Украине.
Воздушное пространство Польши и Прибалтики усилено с помощью сил противовоздушной обороны США и Великобритании. Наземные военные силы ни одного из союзников при этом мобилизованы не были. Просьба Арсения Яценюка, премьер-министра Украины об предоставлении военной техники не была встречена с надлежащим энтузиазмом. Вместо этого администрация Обамы предложила помощь в обмундировании и с предоставлением сухих пайков для военнослужащих.
Таким образом, союзниками была проведена своеобразная красная черта, по одну сторону которой находятся практически все страны-участники Североатлантического альянса, по другую же – Украина и Россия, один-на-один, в стадии открытого противоборства.
Возможные варианты помощи.
По словам господина Бжезинского, первым из вариантов, какими НАТО может реально помочь Украине – это предоставление помощи, о которой просил Яценюк. Перемещение на территорию Украины специального оборудования, в том числе средств противотанковой и противовоздушной обороны, размещенных ранее на складах США в Европе.
Вторым из способов посильной помощи является создание коалиции под руководством США или НАТО, которая направит в Украину силы военной разведки и квалифицированных инструкторов. Повышение квалификации регулярной украинской армии в любом случае не помешает, даже если случай использовать на практике полученные знания в обозримом будущем не представится.
В качестве третьего из возможных способов помощи Украине со стороны НАТО является проведение на украинской территории масштабных учений при участии военных вил стран-участниц альянса. Повышение мастерства военнослужащих в условиях, близким к боевым, может не только повысить квалификацию личного состава, но и подготовить к возможному внезапному нападению со стороны военных сил Российской Федерации. Если же учения НАТО будут проведены, как и запланировано, летом, то этот факт может только вызвать закономерную реакцию русских военных и спровоцирует их нападение раньше, чем эти учения состоятся.
Каждая из этих инициатив, которые может проявить НАТО, не представляет угрозы для России, но в то же время может значительно усложнить возможную реализацию планов по нападению на Украину. Кроме того, воплощение в жизнь этих мероприятий не займет много времени, но эффективность их переоценить сложно.