Не получив должный отпор в Крыму, Путин приступил ко второй фазе развала Украины – отсоединению от нее восточных областей, как считает бывший советник российского президента Андрей Илларионов. Каковы цели Путина, как он будет их добиваться и какая роль отводится украинским сепаратистам, А. Илларионов рассказал в эксклюзивном интервью интернет-ресурсу "Гордон".
Крымский сценарий сработал.
Менее чем за три недели Кремль смог разжечь сепаратистский угар в Крыму, ввести во власть на полуострове своих ставленников, провести псевдореферендум и включить самопровозглашенную Республику Крым в состав Российской Федерации. Капкан захлопнулся: руководители Государственной думы РФ объявили, что Крым никогда не сможет выйти из состава России, так как право на самоопределение регионов не предусмотрено российской Конституцией.
После этого Путин взял непродолжительную паузу, чтобы оценить реакцию мирового сообщества на аннексию части независимой Украины. Решив, что санкции Запада против России сродни выстрелу мелкой дробью по слону, хозяин Кремля приступил ко второй фазе развала Украины.
Донецкая республика.
С первого взгляда, события на Востоке Украины точь-в-точь повторяют события конца февраля – начала марта в Крыму. Однако есть и серьезные отличия, которые российская власть не может не учитывать в своих попытках оторвать от Украины Донецкую, Луганскую и Харьковскую области.
На Востоке Украины у России нет военных баз. В Крыму "зеленые человечки" неизвестного происхождения, но с оружием последних марок, которое стоит на вооружении российской армии, обеспечили сначала силовой захват парламента и правительства Автономии, а потом контролировали проведение референдума и угрожали военнослужащим украинской армии, не давая последним дать вооруженный отпор оккупантам. Тогда Путин прямо сказал, что российские солдаты не будут атаковать украинские части: против солдат сопредельного государства в случае их попыток поставить на место захватчиков намеревались пустить местное население – женщин, детей, стариков. А если бы украинские солдаты открыли огонь, то тогда бы россияне под лозунгом "Наших бьют!" превосходящими силами и с помощью самой современной техники уничтожили бы точки сопротивления украинских Вооруженных сил.
На Востоке Украины у сепаратистов такой военной поддержки нет, а украинские власти, хоть и с запозданием, усилили контроль на своей восточной границе, перекрыв пути для масштабного проникновения российских диверсантов и агентов. По оценкам украинской стороны, сейчас в восточных областях действуют по полутора тысяч "туристов Путина", а этого явно недостаточно для массового захвата административных зданий, что показало бы, что сепаратисты якобы имеют всенародную поддержку населения региона. Сил сепаратистов хватает на временный захват зданий областных госадминистраций, управлений СБУ, еще одного-двух объектов в Донецке, Луганске и Харькове. Поэтому сегодня сепаратистам нужно обеспечить приток свежих сил из России.
"Для этого, - предупреждает А. Илларионов, - они могут атаковать украинские пограничные блок-посты и пункты пропуска на границе с Россией". Ринувшиеся через образовавшиеся бреши в границе российские диверсанты тут же начнут устраивать провокации, которые обязательно должны закончиться жертвами среди мирного населения. Вот тогда Кремль в ответ на призыв новоиспеченных руководителей Донецкой республики и введет свои войска.
Быстрого присоединения к России не будет.
"В отличие от Крыма, - считает экс-советник Путина, - мгновенного присоединения Донецкой республики к России не будет". Пока отделившийся Восток будет обустраиваться (не исключено, что президентом туда направят Януковича), Москва перейдет к третьей фазе расчленения Украины – к разжиганию сепаратизма на Юге: в Одесской, Херсонской, Николаевской, Запорожской областях. Включение в состав РФ Донецкой республики может вызвать серьезную реакцию НАТО, а военный конфликт с Западом не в интересах Кремля. Поэтому Путин будет строить "независимую Новороссию" и открывать себе проход к Приднестровью. А о присоединении новых территорий к России можно будет заговорить попозже, когда Запад сам устанет от своих санкций.
Цель Путина – полный развал Украины.
Провоцируя всплеск сепаратизма на Востоке Юге Украины, Кремль пытается сорвать предстоящие внеочередные президентские (а потом и парламентские) выборы в соседней стране. Если Киев объявит режим чрезвычайного или военного положения в каких-либо регионах, то это будет означать выбор центральных органов власти, а значит, новая власть в Киеве даже в глазах Запада будет самопровозглашенной и нелегитимной. Если же Киев захочет провести выборы без бунтующих регионов, это даст основание Москве заявлять, что Украина сама отказывается от некоторых своих регионов.
Пока украинская власть не нашла адекватного ответа на происки Кремля. Понятно, что Турчинов, Яценюк и их соратники вынуждены действовать в цейтноте, в то время как свой план по захвату Украины Россия разрабатывала и просчитывала много лет. Однако ответ необходим – причем немедленный, как считает Илларионов, иначе Путин растащит страну по кусочкам. В 2008 году президент Грузии Михаил Саакашвили не испугался российских танков на своей территории и тем самым спас свое государство от полной аннексии. "Киев практическими действиями обязан показать, чего он хочет: сохранения страны или ее развала", - подчеркнул экс-советник российского президента.
Видео с YouTube - Сепаратисты объявляют о создании Донецкой республики
Автор: Александр Дынниченко