Аналитикам раздела «Новости Украины» издания для инвесторов «Биржевой лидер» стало известно, что буквально вчера на шести шахтах, которыми владеет украинский олигарх Ринат Ахметов, началась забастовка рабочих. Забастовку шахтеры начали в ночь со вторника на среду. Бастуют же шахтеры по причине того, что им платят слишком мало.
Уже имеется мнение экспертов на этот счет, и многие, в том числе и властные структуры, имеют все основания полагать, что именно рабочие шахт станут определяющей силой в ситуации на Донбассе. Иными словами, речь идет о том, что ситуация на востоке Украины может быть урегулирована именно рабочим классом, а ни в коем случае не самопровозглашенными лидерами сепаратистских движений, которые сегодня повсеместно распределись по юго-востоку Украины. Никто, кроме горняков, не имеет никаких прав, по мнению экспертов, выдвигать властям какие-либо требования - ни те, кто облачился в камуфляж, ни лидеры акций протеста, ни даже местные олигархи. В свою очередь, есть все шансы на то, что именно к трудящимся шахт власти, возможно, прислушаются, если первые выдвинут требования четко и основательно.
Стихийное восстание горняков.
Надо сказать, что забастовку свою рабочие шахт Ахметова не планировали заранее, во всяком случае, именно так все выглядит со стороны. Начались забастовки на шахте «Краснодонуголь», она входит в группу компаний «Метинвест», которая и является собственностью олигарха Рината Ахметова. Буквально во вторник шахтерам был выплачен аванс от основной заработной платы, который составил всего одну тысячу гривен. При этом аналитики издания узнали, что ранее, при правлении Януковича, когда курс гривны был несколько выше, заработная плата горняков была выше. В перерасчете получается, что ранее в качестве аванса рабочие шахты получали примерно сто двадцать пять долларов, сейчас же они получили, согласно новому курсу гривны, всего по сто долларов. При этом небезызвестно, что цены в стране поднялись в связи с последними событиями в значительной степени.
Однако горняки и ранее оставались недовольны теми зарплатами, которые получали на предприятии «Краснодонуголь», ведь если смотреть на среднюю заработную плату горняков по стране, она равнялась примерно десяти тысячам гривен, тогда как шахтеры, работающие на компанию Ахметова, получали всего порядка шести тысяч гривен. Но только после получения обозначенного аванса в тысячу гривен возмущенные рабочие поняли, что необходимо начать требовать повышения уровня зарплаты, и, собравшись, двинулись к центральному офису предприятия, дабы свои требования озвучить руководству.
На место собрания горняков прибыл лично генеральный директор компании господин Ангеловский, который, в общем-то без особого успеха, потребовал от рабочих, чтобы они разошлись. К слову, он сразу же обозначил, что требований их выполнять никто и не собирается. В свою очередь рабочие шахт попросту отказались выполнять свою работу и остались дежурить у здания. Надо отметить, что если прибыли на место проведения забастовки только несколько сот человек, то уже к утру их собралось там более тысячи.
Прокуратура заинтересовалась предприятием «Краснодонуголь».
Данная ситуация не оставила без вопросов и местную прокуратуру, которая, в свою очередь, заинтересовалась, какова финансовая обстановка на предприятии Ахметова, и по какой причине рабочие получают столь низкую заработную плату. Кроме того, стало известно от собственного источника, что, скорее всего, вмешательство прокуратуры не будет на руку компании, и поэтому руководство во избежание проблем с органами все-таки повысит оплату труда горнякам.
Но сам конфликт рабочих и руководства на этом не исчерпал себя. Стало известно, что одновременно с восставшими горняками в Луганске подобную забастовку устроили и шахтеры в Донецкой области. В частности, в Горловке горняки, которые трудятся на шахте имени Калинина, тоже начали свой митинг. Началось с того, что они подняли флаг Донецкой народной республики и этим выразили свое политическое направление, кроме того, еще несколько шахт по области последовали примеру шахтеров из Горловки.
Упадочное состояние государственной угольной промышленности.
Вообще, по стране на сегодняшний день насчитывает порядка двухсот шахт и, надо отметить, что немногие из них работают на прибыль. Как стало известно экспертам, многие из ныне действующих в Украине шахт являются в достаточной степени убыточными, и, стало быть, похвастаться высокими заработными платами горняки этих предприятий не могут. Именно это и стало основной причиной того, что шахтеры вышли на митинги, а они являются, в общем-то, достаточно ценными рабочими, и, скорее всего, их мнение будет услышано властями. Ведь чтобы обеспечить нужный топливный баланс в стране, необходима выработка порядка ста миллионов тонн угля в год, а если горняки откажутся работать из-за того, что не получают достойной оплаты за свой тяжелый труд, то кто же пойдет на их место? При этом также ясно, что порядка шестидесяти процентов всего добытого в Украине приходиться именно на предприятия Рината Ахметова.
Возможно, это, в свою очередь, влияло на то, что государственные шахты в достаточной степени снижали выработку, что приводит их к упадочному состоянию. Кроме того, на государственных шахтах добывать уголь почему-то обходится примерно в три раза дороже, нежели на предприятиях коммерческого типа. То есть, таким образом, на неприбыльные предприятия уходит ежегодно порядка полутора миллиардов долларов из государственного бюджета, а целевого расходования при этом не происходит. Нынешняя власть уверена, что деньги, таким образом, попросту разворовывались. В частности, об этом было заявлено нынешним премьером Яценюком.
Тем не менее как бы красиво не говорил Яценюк о том, что раньше воровали, а теперь не будут, шахтеры попросту не верят в это. Есть мнение, что и раньше не воровали в одиночку, и все, кто был в Раде, имели к этому самое прямое отношение, стало быть, и после переворота в стране, по мнению горняков, вряд ли что-то изменится. Именно это и двигает шахтеров на то, чтобы как можно четче отстаивать свои требования и права, и требовать повышения заработной платы: уж коли деньги на дотации находятся, так почему бы не отдать их тем, кто их заслужил?