Для частичного разрешения проблемы с поставкой голубого топлива из Российской Федерации, вариант реверсных поставок газа через территорию Словакии обсуждался на протяжении довольно длительного времени. Тот факт, что Словакией ранее был заключен контракт о транзите газа с российским монополистом «Газпром», являлся основным препятствием для реверсных поставок. В ходе переговоров удалось достичь консенсуса даже с учетом интересов российской компании.
Разница между планами украинского правительства и реальными условиями меморандума.
Вчера премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о том, что правительство государства подписало меморандум со Словакией, регулирующий условия поставки газа в реверсном режиме. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости мира» журнала для инвесторов и трейдеров «Биржевой лидер». Глава правительства сообщил, что в результате подписания этого документа Украина сможет получать 8 миллиардов кубических метров газа ежегодно. Однако меморандум, преподнесенный украинским правительством, как большая победа руководства страны, на самом деле был подписан не на самых выгодных из возможных условий. Даже условий, которые изначально Киев ставил перед собой в подписании соглашения со Словакией, достичь не удалось.
Напомним, согласно планам украинского правительства предполагалось получать из Словакии 30 миллиардов кубометров природного газа. По условиям меморандума этот объем был сокращен до почти в 4 раза. Как сообщил премьер-министр, поставка газа таким способом может начаться уже в октябре текущего года.
Еще в начале переговоров со Словакией по поводу реверсных поставок, украинское правительство рассчитывало на то, что поставка будет проводиться через ветку газопровода ДУГ-2. Эта ветка газотранспортной системы является частью экспортных путей «Газпрома», но по ней не пропускается тот объем голубого топлива, который она может транспортировать. Именно при использовании этого пути поставок можно было бы рассчитывать на 30 миллиардов кубометров газа.
Однако использования Словакией ветки газопровода, принадлежащей «Газпрому», привело бы к множеству вопросов, в том числе и о чистоте репутации этой страны, как газового транзитера. Правительство Словакии аргументировало свой отказ тем, что в его планы не входит исполнение роли штыка в отношениях между Украиной и Россией, и вступать в открытую конфронтацию в «Газпромом» Словакия не намерена.
Поставки газа в реверсном режиме предусматривают дополнительные финансовые траты.
Соглашение между украинской компанией «Укртрансгаз» и словацким предприятием «Eustream», которые будут представлять интересы своих стран в меморандуме, предусматривает некоторые нововведения, направленные на практическую реализацию транспорта газа. В частности, для газопотока планируется использовать газопровод «Вояны-Ужгород». Однако, для такой схемы транспортировки голубого топлива, необходимо достроить небольшой участок газопровода. 400 метров газопровода будут стоить 21 миллион евро. Словацкая сторона, как сообщалось ранее, согласна взять на себя эти траты, но лишь при условии, что в будущем это вложение окупится, то есть, что этот участком газопровода реально будет использоваться.
Кроме того, на данное время по причине длительного использования, техническое состояние газопровода «Вояны-Ужгород» сейчас не соответствует тем показателям, которые нужны для транспортировки газа. Согласно выводам словацких экспертов, сейчас его пропускная способность составляет всего 7 миллионов кубометров в сутки. При этом, для поставки на Украину 8 миллиардов кубических метров голубого топлива по условиям меморандума, необходимо, чтобы за сутки через него проходили 22 миллиарда кубометров. Соответственно, для поставок газа из Словакии необходимо провести реконструкцию газопровода и модернизацию его технического обеспечения. На данное время стоимость этих мер не известна.
Сложное положение руководства «Нафтогаза».
Валентин Землянский, независимый эксперт по вопросам энергетики в мире, комментирует соглашение между Украиной и Словакией. Подписание меморандума, включающего такие условия, говорит Землянский, нельзя назвать хорошим результатом для Украины. Однако этот результат, по крайней мере, был прогнозирован. Для оценки эффективности подписанного меморандума следует учесть, что на данное время Украиной заключено соглашение со страной-транзитером, однако нет договорных отношений со страной-продавцом голубого топлива в Европе, как утверждает Землянский.
Требование украинской стороны об использовании для поставок части российского газопровода не были учтены. По этому вопросу удалось только добиться упоминания в тексте меморандума о возможности использования российской трубы в будущем. Соответственно, подписание меморандума перестало представлять большую выгоду для Украины, и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев даже пытался избежать подписания этого соглашения, о чем было написано в многих европейских СМИ.
Украинским правительством даже были использованы нормы международного законодательства для того, чтобы подчеркнуть законность своих требований об использовании части русского газопровода. В качестве аргумента использовалось положение «Третьего энергопакета», согласно которому у всех стран должно быть равное право для использования газопроводов. Однако, этот аргумент оказался недостаточно сильным, меморандум со Словакией был подписан с учетом интересов «Газпрома».